Домик для президента
У железнодорожного погранперехода «Хасан-Туманган», буквально в считанных метрах от моста Дружбы через реку Туманную, по середине русла которой проходит граница между Россией и Северной Кореей, в тени хвойных деревьев стоит опрятный деревянный домик. Построенный в конце 80-х годов прошлого столетия, он уже стал легендой.
У железнодорожного погранперехода «Хасан-Туманган», буквально в считанных метрах от моста Дружбы через реку Туманную, по середине русла которой проходит граница между Россией и Северной Кореей, в тени хвойных деревьев стоит опрятный деревянный домик. Построенный в конце 80-х годов прошлого столетия, он уже стал легендой.
Официальное название «Дом дружбы России и КНДР» вытеснилось народным – «домик Ким Ир Сена». Он действительно был построен в честь приезда тогдашнего северокорейского руководителя и приютил его во время визита в СССР (на том берегу реки, кстати, корейцы построили в связи с ожидаемым посещением президентом России КНДР аналогичный «домик Путина»). В следующий раз внимание самых широких кругов домик Ким Ир Сена привлек в 1995-м, когда российские спецслужбы провели в нем операцию по задержанию крупного наркокурьера – его взяли с девятью килограммами героина северокорейского производства. Говорят, видеокамеру для съемки встречи подставного покупателя с продавцом вмонтировали в электророзетку.
В 2001-м домик, связанный с именем Ким Ир Сена, посетил его сын Ким Чен Ир, вместе с полпредом Константином Пуликовским пересекший на поезде всю Россию. И уже совсем недавно, в прошлом году, Ким Чен Ира вновь провожали домой через этот домик после встречи с Владимиром Путиным.
Корреспонденты «В» побывали в указанном месте на прошлой неделе. Мост Дружбы принадлежит частично России, частично КНДР; об этом красноречиво говорят разные – узкая и широкая – железнодорожные колеи, проложенные по мосту, и пограничная красно-белая полоса.
Сопровождающий нас майор-пограничник убирает из кадра кирпич, невесть как попавший на перила моста. Как оказалось, им пограничнику пришлось пригрозить северокорейским морякам, заплывшим во время ловли пиленгаса, который тут ходит целыми стаями, на российскую сторону Туманной-Тумангана. Такие нарушения госграницы, связанные в основном с промыслом той же рыбы, здесь дело обычное. В «нарушителей» никто не стреляет – зачем?
- Кричу им: ну-ка давайте назад, иначе все Пал Палычу расскажу! – улыбается офицер. – Сразу взялись за весла.
Еще бы – имя генерал-полковника Тарасенко, руководителя ТОРУ ФПС, здесь знают все.
Мы заглянули в домик Ким Ир Сена, в котором полным ходом идет ремонт. Рабочие сказали, что он может продлиться еще месяца два. Сейчас помещение «перебирают» изнутри, в планах – покраска (сейчас домик нежно-розовый), замена сгнившего гребня крыши. Снаружи убираются бетонные плиты, взамен появляется брусчатка, живо напоминающая центр Владивостока. Внутри осторожно составлены в одной из комнат кресла, помнящие еще Ким Ир Сена. На шкафу – исторические фотопортреты, сделанные здесь. Ким Чен Ир обещал вернуться, а значит, он тут еще обязательно побывает.
P. S. В день нашего посещения домика Ким Ир Сена и моста Дружбы здесь произошло знаменательное событие. На родину уезжал гражданин КНДР, отсидевший в России несколько лет за наркоторговлю. Это лишний раз доказывает, что международное сотрудничество между нашими странами активно развивается по всем направлениям.
Автор: Василий АВЧЕНКО, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток» Хасан - Владивосток