Привычно тревожные позывные
Эти два письма, которые мы приводим с сокращениями, накануне одновременно поступили в редакционную почту. Лет 15 назад «рыбацкие треугольники» с таким содержанием были бы нонсенсом, сейчас это, как ни печально, типичная ситуация для многих приморских рыбаков и переживающих за них на берегу родных. Уже не удивляет и то, что из года в год источниками тревожных сигналов становятся одни и те же плавбазы. Только владельцы и фрахтователи крупнейших перерабатывающих судов региона меняются как перчатки… Так вот, в прошлом году наша газета неоднократно описывала злоключения рыбаков «Всеволода Сибирцева», принадлежавшего тогда еще «Дальморепродукту». Прошло время – ничего не поменялось, кроме работодателей. Пока что трудно сказать – кто же сможет помочь нашим землякам, так как в транспортные профсоюзы (не последняя инстанция – но все же), по нашей информации, они пока не обращались.
Эти два письма, которые мы приводим с сокращениями, накануне одновременно поступили в редакционную почту. Лет 15 назад «рыбацкие треугольники» с таким содержанием были бы нонсенсом, сейчас это, как ни печально, типичная ситуация для многих приморских рыбаков и переживающих за них на берегу родных. Уже не удивляет и то, что из года в год источниками тревожных сигналов становятся одни и те же плавбазы. Только владельцы и фрахтователи крупнейших перерабатывающих судов региона меняются как перчатки… Так вот, в прошлом году наша газета неоднократно описывала злоключения рыбаков «Всеволода Сибирцева», принадлежавшего тогда еще «Дальморепродукту». Прошло время – ничего не поменялось, кроме работодателей. Пока что трудно сказать – кто же сможет помочь нашим землякам, так как в транспортные профсоюзы (не последняя инстанция – но все же), по нашей информации, они пока не обращались.
Туманна ситуация и с «Рыбаком Чукотки». Как нам удалось выяснить, приморское представительство морского профсоюза действительно по мере сил посодействовало тому, чтобы вытащить из Кореи большую часть экипажа, а сейчас продолжает посылать запросы в правоохранительные органы. На сегодняшний день на плавбазе остались 22 человека – 18 моряков и 3 охранника. В представительстве РПСМ сообщили, что отправка моряков на родину не доведена до конца потому, что в какой-то момент «переговорного процесса» с представителями ООО «AAS-Менеджмент» последние исчезли и не подают никаких сигналов.
Поэтому, наверное, SOS сигналить пришлось самим рыбакам...
Уважаемая редакция!
Пишет вам коллектив плавбазы «Всеволод Сибирцев», принадлежащей ООО «Восток-Запад». Хотим довести до вашего сведения информацию о неблагополучной обстановке на борту судна. 12 марта 2003 года судно прибыло в порт Шанхай на доковый ремонт. 12 апреля ремонт закончился, но судно тем не менее продолжает стоять на рейде Шанхая. Из-за угрожающей эпидемиологической обстановки непонятен факт нахождения плавбазы с 90 членами экипажа (все граждане России) в данном регионе. К тому же большая часть экипажа желает поскорее вернуться в родной Владивосток.
В соответствии с Трудовым кодексом России 22 человека написали заявление на увольнение, 20 – на отпуска и отгулы. Причины следующие: невыплата зарплаты в рублях на берегу и в инвалюте на борту судна (выплачена по 28 марта), мизерные ставки оплаты (суточные для рядового состава - 8 у.е., 11 – комсоставу, 12 – старшему комсоставу; 25 у.е. – «доковые»), отсутствие какой-либо перспективы.
На борту неоднократно проводились общесудовые собрания экипажа, наши требования доводились капитан-директором плавбазы Легейда А. Н. до сведения судовладельца, но кроме пустых обещаний никаких позитивных сдвигов не происходит. На судне аварийный запас топлива, отключена за неуплату связь с берегом, что затрудняет общение с родными и близкими.
Впредь будем передавать вам сведения об обстановке на плавбазе через иностранные суда.
Всего – 40 подписей.
Письмо датировано 19 мая 2003 года
Рыбаки двух приморских плавбаз сигналят нам SOS
В августе 2002 года кадровым агентством «Морской бриз» был набран экипаж на плавзавод «Рыбак Чукотки» для фирмы «AAS-Менеджмент DMP». С командным составом были заключены контракты сроком на 1 месяц на время перегона судна из Северной в Южную Корею. После постановки судна на внешний рейд порта Пусан (Ю. Корея) на его борту были заключены другие контракты на неопределенный период, на все время «…от начала ремонта до выхода плавзавода из порта Пусан в район промысла».
В это же время во Владивостоке вышеупомянутым кадровым агентством, ныне не существующим, продолжались набор и отправка моряков различных специальностей для ремонта судна и последующего на нем промысла. С принимаемых на работу агентством взималась плата в размере от 1500 рублей до 100 долларов USA. Всего было принято и отправлено 130 человек. Со вновь прибывшими контракты заключались на борту судна без предоставления консультации юриста.
Весь период – с августа 2002 по апрель 2003 г. – на внешнем рейде п. Пусан проводился ремонт силами экипажа (зачистка, покраска, ремонт ходовой части, механизмов, жилых и производственных помещений, оборудования завода). Заработная плата все это время не выплачивалась. Питание осуществлялось за счет оставшихся продовольственных запасов, находившихся на борту судна со времени последнего промысла (2-3-летней давности) и частично пришедших в негодность. Компания-наниматель на обращения работников судна по вопросам выплаты заработной платы, обеспечения продовольствием ограничивалась обещаниями в ближайшем времени все наладить. В связи с отсутствием достоверной информации, невыплатой заработной платы, неполноценным питанием, невозможностью схода на берег и – за отсутствием необходимого оборудования - продолжения ремонта ситуация на судне обостряется.
С января 2003 г. по письменным требованиям членов экипажа из Ю. Кореи и членов их семей во Владивостоке Международный профсоюз моряков «взял ситуацию под свой контроль». К началу мая 2003 г. этим профсоюзом была переведена на счет компании «AAS-Менеджмент DMP» возвратная ссуда для отправки российских граждан домой. По словам председателя Российского профсоюза моряков В. Курнакова, компания-наниматель от предложенных денег отказалась, переведя их обратно в Лондон. 36 членов экипажа были отправлены во Владивосток за счет компании.
В создавшейся накаленной ситуации компания «AAS-Менеджмент DMP» предприняла следующие действия: сменила капитана на удобного им человека, который запретил всякую связь с берегом (сход, сотовую и судовую связь); прислала вооруженную охрану для «восстановления порядка»; изредка поступавшее продовольствие распределялось между этими доверенными лицами компании. Капитан отказался от какого-либо участия в разрешении проблемы.
К концу мая были отправлены компанией во Владивосток еще 40 человек. А 27 человек из числа специалистов высокого класса, обеспечивающих жизнеспособность судна, были оставлены на борту. Тем не менее сведения о ненормальной обстановке на борту плавбазы становились известны членам семей от прибывших и из редких звонков моряков, о чем извещались СМИ, профсоюзы, правовые органы. Имели место случаи избиения пьяными охранниками членов экипажа, применения наручников, изоляции в закрытых помещениях.
В настоящее время вернувшимися во Владивосток членами экипажа на фирму-работодателя «AAS-Менеджмент DMP» поданы исковые заявления по факту невыплаты заработной платы в прокуратуру края. Судно арестовано корейскими властями за неуплату пошлин на его содержание на территории иностранного государства. «Рыбак Чукотки» выставлен на торги, по результатам которых должны быть выплачены долги Ю. Корее и заработная плата работникам плавзавода, так как их исковые заявления были поданы в свое время и в корейский суд. Первый аукцион, назначенный на 30 мая, не состоялся. Отделение профсоюзов и консульство во Владивостоке в объяснении причин отказали, ссылаясь на свою неинформированность. Нам было предложено не вмешиваться в ход дела, ожидать результатов со ссылкой на то, что этими организациями делается все возможное для благоприятного исхода.
С момента выставления судна на торги сроки действий всех контрактов с наемными моряками автоматически заканчиваются. Новых контрактов с оставшимися членами экипажа никто не заключал. В настоящее время они голодают (кормятся жидкой рисовой кашей, растягивая остатки крупы). Длительная неопределенность положения, правовая незащищенность, недостаток питания, 10-месячное нахождение на борту без схода на берег, отсутствие достоверной информации, беспокойство за родных, полицейский режим пребывания на борту, угрозы «разобраться по прибытии во Владивосток, если вы вообще туда доберетесь» обострили у блокадников хронические заболевания и развили новые. Корейское представительство международного комитета профсоюзов в помощи отказало, ссылаясь на то, что таковая уже оказывалась, отказался от нее и «AAS-Менеджмент DMP».
На судне «Рыбак Чукотки» остались 27 голодающих, насильно удерживаемых граждан России. СМИ называют их «репатриантами». А на каком основании классных специалистов, в соответствии с законом нанятых и отправленных фирмой для работы, приравнивают к военнопленным, беженцам, переселенцам? А если имели место нарушения закона при приеме на работу, почему это выясняется только в экстремальных обстоятельствах и только при уже свершившихся фактах нарушения? С нашей стороны это обращение – акт отчаяния, просьба о помощи, восстановлении гражданских, юридических, законодательных прав, продиктованная тревогой за здоровье, моральное состояние и саму жизнь наших близких.
По поручению членов экипажа плавзавода «Рыбак Чукотки», их близких и родственников – инициативная группа
Автор: Подготовил Александр СЫРЦОВ, syr@vladnews.ru, «Владивосток»