Настенька из «Морозко»

Ее голос, ангельский, тихий, кроткий, безошибочно узнаешь из сотен других. И за прошедшие годы он практически не изменился. Разговаривая с актрисой и балериной Натальей Седых у нее дома, я представлял ее то падчерицей Настенькой в старой доброй киносказке «Морозко», то Аленушкой в фильме «Огонь, вода и… медные трубы»… Еще я вспоминал ее танцующей на сцене Большого театра, где она блистала то в роли Кити в «Анне Карениной», то в роли Маши в «Чайке», то Феи в «Спящей красавице»…

6 июнь 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1371 от 6 июнь 2003

Ее голос, ангельский, тихий, кроткий, безошибочно узнаешь из сотен других. И за прошедшие годы он практически не изменился. Разговаривая с актрисой и балериной Натальей Седых у нее дома, я представлял ее то падчерицей Настенькой в старой доброй киносказке «Морозко», то Аленушкой в фильме «Огонь, вода и… медные трубы»… Еще я вспоминал ее танцующей на сцене Большого театра, где она блистала то в роли Кити в «Анне Карениной», то в роли Маши в «Чайке», то Феи в «Спящей красавице»…

- Наташа, говорят, в тихом омуте черти водятся…

- Это про меня, такая уж я уродилась. И до пятнадцати лет была такой же кроткой, как мои героини в киносказках. А потом выяснилось, что вполне способна за себя постоять: и накричать, если надо, и поскандалить. Правда, только дома, потому что скандалить на работе считаю дурным тоном.

- Но разве кроткая и беззащитная девочка, какой вы себя считали, смогла бы, занимаясь с четырех лет фигурным катанием, дойти до первого места в городских соревнованиях?

- Согласна, для этого нужен характер. Видимо, упорство, стремление достичь поставленной цели у меня было заложено подспудно.

- Вы снимались в «Морозко», когда учились в балетном училище при Большом театре. Как удавалось совмещать съемки с учебой?

- Это было очень трудно. Я тогда училась в пятом классе. В училище очень не любили отпускать на съемки, каждый раз возникали проблемы.

- Каким образом Наташа Седых стала Настенькой в «Морозко»?

- После того как я поступила в хореографическое училище, на коньках уже почти не каталась, потому что совмещать балет с фигурным катанием по негласному внутреннему правилу строго запрещалось. Но изредка, для собственного удовольствия, все-таки выходила на лед, потому что обожала кататься на коньках. Как-то на новогодние праздники мне позвонили со стадиона, где я в свое время занималась фигурным катанием, и попросили выступить со своим номером. Концерт должны были транслировать по телевидению. Я подумала, что балетные телевизор не смотрят, потому что очень заняты, и согласилась. Балетные, действительно, мой номер «Умирающий лебедь» на коньках не видели, зато увидел кинорежиссер Александр Артурович Роу, который попросил своих ассистентов меня найти. Вот так я и попала в эту сказку.

- После выхода картины на экран, наверное, вас завалили письмами?

- Вы правильно сказали, что завалили. Писали в основном мужчины, юноши, мальчики. Многие присылали свои фотографии и предлагали выйти замуж. Александр Артурович учил меня, что на письма надо отвечать, но я сразу же поняла, что это нереально.

- Вам, говорят, нравился артист, который играл роль Ивана.

- Очень нравился, но это была детская влюбленность. Эдуарду Изотову исполнилось уже 33 года, а мне было всего пятнадцать. Он относился ко мне, как к ребенку, я тоже вида не подавала, что влюблена в него. Помню, как замирало сердце, когда на съемках надо было с ним целоваться, тем более что это был первый в моей жизни поцелуй.

- Почему вы снялись только в семи фильмах? Вы же были кинозвездой, снимались в главных ролях.

- Ощущать себя кинозвездой приятно какое-то время, а потом все надоедает. Неприятно, что тебя обсуждают, словно ты шкаф или какая-то другая мебель… Вообще-то, кино мне очень нравилось. С удовольствием вспоминаю картины со своим участием — «Дети Дон Кихота», «После бала», «Девочка и жизнь», «Голубой лед», «Любовь к трем апельсинам». Но после хореографического училища я стала танцевать в Большом театре, работа там требовала отдавать всю себя. Я не могла делить себя между балетом и кинематографом, поэтому в двадцать лет официально заявила, чтобы на всех студиях мое досье аннулировали.

- Большой театр вас встретил с распростертыми объятиями?

- Никогда Большой театр не встречает так молодых артистов. Пару лет, как и многие, я танцевала в кордебалете. Потом был «Танец маленьких лебедей» в «Лебедином озере». Первой моей сольной ролью была Кити в «Анне Карениной». Танцевала вместе с Майей Плисецкой и Марисом Лиепой.

- Как складывалась ваша личная жизнь?

- Однажды на гастролях в Петербурге я познакомилась с композитором Виктором Лебедевым, он автор музыки ко многим фильмам — «Гардемарины, вперед!», «Небесные ласточки», «Ищите женщину», «Будьте моим мужем», «Пьеса для пассажира», «Время танцора», «Зависть богов»… Это был безумный роман, я в него влюбилась без памяти. Мы поженились, у нас родился сын. Наш брак продолжался десять лет. И все эти годы прошли в бесконечных путешествиях из Петербурга в Москву и обратно. Я не тяготилась этим браком, хотя, конечно, было тяжело мотаться с ребенком по вокзалам, без конца доставать билеты на «Стрелу», постоянно с чемоданами, сумками. А Витя любит дом, уют, ему была нужна домашняя жена, которая убирала бы квартиру, готовила, стирала, а не балерина, которой то ногу на подушку надо положить, то кофе в постель подать… Так и расстались. Правда, отношения у нас остались очень хорошие. Алексей, которому сейчас 21 год, живет у отца, учится в Питере в университете. Виктор решил, что сын должен получить хорошую профессию.

- Один из ваших поклонников вас ведь чуть не убил…

- А-а, была такая история. Когда я познакомилась в Питере с Виктором и у нас закрутился роман, это очень не понравилось моему предыдущему другу — артисту Большого театра. Однажды он приехал в Питер, пригласил меня к себе в номер, вроде как поговорить. Когда я зашла, он закрыл дверь и стал меня душить. Я как-то сумела вывернуться, но он сказал: «Будешь орать - зарежу!» - и показал на нож. Перепугавшись, я хотела выброситься в окно, но не успела его открыть. Мне потом все-таки удалось выкрутиться, что-то наврать, наобещать, но это был сильнейший шок. В результате стресса я потеряла аппетит. Могу не вспоминать о еде несколько дней, только когда начинает шатать, заставляю себя что-нибудь съесть.

- А после всего этот человек хотя бы извинился перед вами?

- Не помню, кажется, нет. Как только я вышла замуж, он уехал за границу.

- Замужество с Лебедевым — единственное в вашей жизни?

- Единственное. Возможно, в свое время я слишком легкомысленно отнеслась к собственной личной жизни, хотя если бы переехала в Петербург, то винила бы себя и мужа за сломанную карьеру.

- Неужели в планах не стоит еще одно замужество?

- Только если опять по безумной любви, для которой я внутренне открыта.

- Что вы считаете своим самым большим шансом в жизни?

- То, что меня пригласил к себе в театр «У Никитских ворот» Марк Розовский, где я имею счастье трудиться уже тринадцать лет.

- В кино приглашают?

- Не так давно снялась в картине «Синоптик», она еще не вышла на большой экран. До этого были фильмы «Я свободен, я ничей», «Трень-брень».

Автор: Беседовал Леонид ГУРЕВИЧ, («Телеглаз» - «Владивосток»)