Дважды рожденный Владимир Этуш

После первого курса Щукинского училища Владимир Этуш ушел добровольцем на фронт, а в 1943-м после ранения и со второй группой инвалидности был комиссован. В 1945 году окончил театральное училище и начал работать в московском театре им. Евг. Вахтангова. С 1945 года Владимир Этуш преподает в родном театральном училище, а в 1987 году занимает пост ректора.

30 май 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1367 от 30 май 2003

После первого курса Щукинского училища Владимир Этуш ушел добровольцем на фронт, а в 1943-м после ранения и со второй группой инвалидности был комиссован.
В 1945 году окончил театральное училище и начал работать в московском театре им. Евг. Вахтангова. С 1945 года Владимир Этуш преподает в родном театральном училище, а в 1987 году занимает пост ректора.

Первый раз женился на первокурснице вахтанговского училища Нинель Мышковой. Второй супругой стала коллега по театру Елена Измайлова, затем было увлечение студенткой Людмилой Чурсиной. Но главной женщиной, как говорит сам Этуш, в его жизни была Нина Крайнова. Вместе они прожили 48 лет, пока супруги не стало. От этого брака родилась дочь Раиса

— актриса Театра сатиры. В прошлом году Владимир Абрамович женился на 42-летней учительнице английского языка Елене Горбуновой, своей давней поклоннице.

Владимиру Этушу 80 лет? Не может быть! Он по-прежнему загружен работой (играет в Театре им. Вахтангова, руководит высшим театральным училищем им. Щукина) и выглядит отлично. Подтянут, элегантно одет, карие глаза горят не хуже, чем у его героя Саахова из

«Кавказской пленницы», а лохматые седые брови вздымаются, точно как у Шпака из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию», произносящего знаменитое: «Все, шо нажито непосильным трудом…» В общем, красавец мужчина, да и только. И чего народ удивлялся женитьбе актера на 40-летней поклоннице Елене?!

- Владимир Абрамович, вопрос совершенно банальный: как вы сохраняете вкус к жизни, в чем ваш секрет молодости духа и тела?

- Спросите чего полегче! Я-то откуда знаю?! Гимнастиками или пробежками не занимался, всегда ленился. Только недавно купил себе беговую дорожку

— знаете, есть теперь такие, на которых можно бегать, не выходя из дома. А вообще-то вот что я вам скажу. Я всегда жил в семье, и, наверное, меня правильно питали… Ну, и любовь само собой…

- 6 мая вы отметили 80-летний юбилей, однако в действительности вам исполняется 81 год. Почему произошла такая путаница?

- Все верно. Реальный мой день рождения 6 мая 1922 года, а официальный

— 6 мая 1923 года. Как мне объяснили, тогда многих мальчиков записывали на год позже — чтобы в армию они шли старше и здоровее. Но я был рослым парнем, и перед школой мой настоящий возраст вернули через суд — чего бы я такой детина еще год дома околачивался? Потом поступил в Щукинское училище, окончил один курс и ушел на войну. Когда вернулся, надо было оформлять гражданские документы. Решение суда затерялось, а метрика с 1923 годом рождения сохранилась. С тех пор я вроде как на год младше. Разве плохо?

ВСЕ ВРЕМЯ НЕДОСЫПАЛИ

- С чего для вас началась война?

- Не поверите, но я первым из москвичей стал свидетелем начала войны, хоть сразу и не понял этого. В ночь с 21 на 22 июня я шел с затянувшейся вечеринки по улице Горького. Было около 5 часов утра, улицы безлюдны, машин почти нет. И тут мимо меня на огромной скорости пролетела машина немецкого посольства

— посол фашистской Германии возвращался из Кремля, вручив Молотову меморандум об объявлении войны. Я тогда обратил внимание на эту машину, но никакого нехорошего предчувствия у меня не возникло. Я пришел домой, лег спать, а в 12 часов меня разбудила мама и сказала, что началась война.

- И вы, бросив учебу, ушли на фронт

- Почти три месяца мы, студенты Щукинского училища, рыли противотанковые рвы под Вязьмой, а когда немец подошел совсем близко к Москве, нас вывезли в столицу, и мы снова начали учиться. Помню, играли в Театре им. Вахтангова спектакль «Фельдмаршал Кутузов». На сцене была задействована вся труппа, а вот зрителей в зале оказалось… 13 человек. Это меня здорово подстегнуло. Думаю: «Да, не время сейчас играть…». И ушел на фронт добровольцем, несмотря на бронь.

Я не исключение, но мне пришлось пройти (пройти

— это слабо сказано) от Ростова до Тбилиси и от Тбилиси до Токмака — это такое местечко в Нижнем Запорожье. Вот тогда я понял, на что способен человеческий организм.

...Мы все время недосыпали. В 1943 году был памятный случай, связанный со сном. Я бесконечно долго допрашивал пленного в присутствии командира дивизии (я знал немецкий язык и служил переводчиком), ужасно устал, и меня отпустили отдохнуть. Захожу в соседний дом, а там - не поверите! - наши командиры вместе с пленными немцами, которых недавно допрашивали - всего человек шесть, спали крепким сном. Кто вдоль кровати, кто поперек, кто на полу

… Было такое ощущение, что нет никакой войны, что на дворе вовсе не 1943 год, а эти спящие люди не враги друг другу. Для меня это был, наверное, самый значимый эпизод войны! Я впервые задумался над вопросом: «Кто такой противник?».

- И кто?

- Такой же человек, как и я, только гимнастерка у него другая.

КЛАССИЧЕСКИЙ КАВКАЗЕЦ

- Вы как-то сказали, что

«актер должен быть не слишком образован и глуповат». Очень странное заявление.

- Для того чтобы я сумел сыграть Карабаса-Барабаса - я же не Карабас в жизни! - я должен перевоплотиться в него и поверить в то, что я такой ужасный. Без определенного наива это невозможно. Но я ни в коем случае не говорю, что артист должен быть дураком. У нас в театре был актер Басов. Очень умный человек. Помню, как он заглядывал во время спектакля в пепельницу и весь зал прямо-таки приподнимался вместе с ним, чтобы посмотреть, что там в этой пепельнице. Настолько он был убедителен в своей игре.

- Ваш Саахов тоже был убедителен. С кого вы его писали?

- Я же служил в Закавказье, да и в нашем полку были люди самых разных национальностей. Я как губка впитывал этот говор, акцент, так что в

«Кавказской пленнице» мне было легко играть. После выхода картины на экраны знакомые предупреждали меня, чтобы был осторожен - мол, кавказцы и побить могут. А получилось все наоборот. Как-то пришел на базар, так меня там чуть ли не на руках стали носить. Думаю, это потому, что я так сумел сыграть Саахова, что никто не понял, кто это: армянин, грузин или азербайджанец. Грузины думают, что это армянин, армяне - грузин и т. д.

«МОСКВИЧ

» УЛЬЯНОВА

- На какой машине ездит ректор

«Щуки»?

- Сейчас я езжу на «Мицубиси». А до этого у меня была «Тойота», на которой я перевернулся по дороге на дачу. Хорошо хоть, легко отделался — вот тут у меня слева ключица сломана. А машина умерла. До «Тойоты» я изъездил три «Волги», а первой моей машиной был «Москвич», который я выиграл на спичках у Михаила Ульянова. Это было время, когда машины свободно не продавали. На одну машину из отбракованной партии оказались два претендента: я и Ульянов. Как делить? Решили — на спичках. И я выиграл. Но это была такая машина, что со мной должен был постоянно ездить механик с запасными частями, она вечно ломалась. А Ульянов, само собой, был данному факту рад…

- Смотрю, у вас в кабинете надпись? «Научи меня, Господи, спокойно воспринимать события, ход которых я не могу изменить. Дай мне энергию и силу вмешиваться в события, мне подвластные. И научи меня мудрости отличать первое от второго». Чье это?

- Не знаю, какого-то умного человека. Главное, очень верно.

Автор: Татьяна БОГДАНОВА, «Телеглаз» - «Владивосток»