Лучший в мире «Ежик» за «железным занавесом»
В Токио на фестивале мультипликационных фильмов «Лапута» объявлены результаты голосования 140 кинематографистов и критиков из разных стран мира, к которым оргкомитет фестиваля обратился с просьбой назвать двадцать лучших анимационных картин. В итоге появился список из 150 лучших фильмов всех времен и народов. На первом и втором местах оказались фильмы Юрия Норштейна - соответственно «Ежик в тумане» и «Сказка Сказок». Третье место занимает классическая диснеевская «Фантазия» 1940 года.
В Токио на фестивале мультипликационных фильмов
«Лапута» объявлены результаты голосования 140 кинематографистов и критиков из разных стран мира, к которым оргкомитет фестиваля обратился с просьбой назвать двадцать лучших анимационных картин. В итоге появился список из 150 лучших фильмов всех времен и народов. На первом и втором местах оказались фильмы Юрия Норштейна - соответственно «Ежик в тумане» и «Сказка Сказок». Третье место занимает классическая диснеевская «Фантазия» 1940 года.Другие фильмы Норштейна тоже вошли в почетный список, даже незаконченная
«Шинель» заняла 92-е место, а «Цапля и журавль» и «Лиса и заяц» - 52-е и 70-е, что, безусловно, говорит о популярности российского режиссера. Вообще же российская анимация пользуется в мире большим уважением. Несмотря на то, что более трети из вошедших в список работ - японские (что вполне объяснимо, учитывая место проведения конкурса), российских имен довольно много. Лауреат премии «Оскар» фильм «Старик и море» Александра Петрова занимает 45-е место, его опередил «Чебурашка» Романа Качанова с 42-м местом. Также в списке «Снежная королева» Льва Атаманова (17), «Варежка» Романа Качанова (99), «Корова» Александра Петрова (103), «Жил-был пес» Эдуарда Назарова (65), «Конек-Горбунок» Ивана Иванова-Вано (95), «Каникулы Бонифация» Федора Хитрука (149).Возможно, что известность российской мультипликации была бы и еще выше, если бы не затянувшаяся тяжба между основанной Олегом Видовым и его женой Джоан Борстен компанией Films by Jove и
«Союзмультфильмом» о правах на международный прокат целого пакета советских мультфильмов (в том числе и норштейновских). Как раз на этой неделе арбитражный суд начал рассматривать спор между этими двумя субъектами - до сих пор все слушания касались лишь конфликта между «Союзмультфильмом» и посреднической российской организацией. Несмотря на то, что срок спорного договора истек в прошлом году и сегодня права на всю продукцию «Союзмультфильма» никто не оспаривает, урегулирование спора могло бы привести к заключению нового взаимовыгодного соглашения.Очевидно, что легкого решения запутанного дела ожидать не стоит. Однако если бы удалось найти приемлемое решение, например, заключить новый договор, по которому не только российская студия, но и авторы картин получили бы достойное вознаграждение за свой труд, то высоко оцененная профессионалами продукция получила бы возможность занять достойное место не только в фестивальных рейтингах, но и на рынке.
Автор: Алена СОЛНЦЕВА, агентство «Артефакт» - специально для «В»