Лучший в мире «Ежик» за «железным занавесом»

В Токио на фестивале мультипликационных фильмов «Лапута» объявлены результаты голосования 140 кинематографистов и критиков из разных стран мира, к которым оргкомитет фестиваля обратился с просьбой назвать двадцать лучших анимационных картин. В итоге появился список из 150 лучших фильмов всех времен и народов. На первом и втором местах оказались фильмы Юрия Норштейна - соответственно «Ежик в тумане» и «Сказка Сказок». Третье место занимает классическая диснеевская «Фантазия» 1940 года.

30 май 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1367 от 30 май 2003

В Токио на фестивале мультипликационных фильмов

«Лапута» объявлены результаты голосования 140 кинематографистов и критиков из разных стран мира, к которым оргкомитет фестиваля обратился с просьбой назвать двадцать лучших анимационных картин. В итоге появился список из 150 лучших фильмов всех времен и народов. На первом и втором местах оказались фильмы Юрия Норштейна - соответственно «Ежик в тумане» и «Сказка Сказок». Третье место занимает классическая диснеевская «Фантазия» 1940 года.

Другие фильмы Норштейна тоже вошли в почетный список, даже незаконченная

«Шинель» заняла 92-е место, а «Цапля и журавль» и «Лиса и заяц» - 52-е и 70-е, что, безусловно, говорит о популярности российского режиссера. Вообще же российская анимация пользуется в мире большим уважением. Несмотря на то, что более трети из вошедших в список работ - японские (что вполне объяснимо, учитывая место проведения конкурса), российских имен довольно много. Лауреат премии «Оскар» фильм «Старик и море» Александра Петрова занимает 45-е место, его опередил «Чебурашка» Романа Качанова с 42-м местом. Также в списке «Снежная королева» Льва Атаманова (17), «Варежка» Романа Качанова (99), «Корова» Александра Петрова (103), «Жил-был пес» Эдуарда Назарова (65), «Конек-Горбунок» Ивана Иванова-Вано (95), «Каникулы Бонифация» Федора Хитрука (149).

Возможно, что известность российской мультипликации была бы и еще выше, если бы не затянувшаяся тяжба между основанной Олегом Видовым и его женой Джоан Борстен компанией Films by Jove и

«Союзмультфильмом» о правах на международный прокат целого пакета советских мультфильмов (в том числе и норштейновских). Как раз на этой неделе арбитражный суд начал рассматривать спор между этими двумя субъектами - до сих пор все слушания касались лишь конфликта между «Союзмультфильмом» и посреднической российской организацией. Несмотря на то, что срок спорного договора истек в прошлом году и сегодня права на всю продукцию «Союзмультфильма» никто не оспаривает, урегулирование спора могло бы привести к заключению нового взаимовыгодного соглашения.

Очевидно, что легкого решения запутанного дела ожидать не стоит. Однако если бы удалось найти приемлемое решение, например, заключить новый договор, по которому не только российская студия, но и авторы картин получили бы достойное вознаграждение за свой труд, то высоко оцененная профессионалами продукция получила бы возможность занять достойное место не только в фестивальных рейтингах, но и на рынке.