Редкая ракета долетит до Тихого океана?
Президент России Владимир Путин заявил, что его переговоры один на один с председателем КНР Ху Цзиньтао были очень позитивными и конструктивными. Как сказал Путин перед началом российско-китайских переговоров на высшем уровне в расширенном составе, «состоялся предметный разговор в деталях по всему комплексу отношений. Это свидетельствует о том, что руководство двух стран придает особое значение развитию отношений». В свою очередь, Ху Цзиньтао, находящийся в России с государственным визитом после избрания председателем КНР, отметил, что за последние десять лет отношения между двумя странами развиваются благоприятно, увеличивается количество крупных совместных проектов. Китайский лидер также сказал, что «в крупных вопросах, затрагивающих коренные интересы, обе страны оказывают друг другу взаимную поддержку».
Президент России Владимир Путин заявил, что его переговоры один на один с председателем КНР Ху Цзиньтао были очень позитивными и конструктивными. Как сказал Путин перед началом российско-китайских переговоров на высшем уровне в расширенном составе, «состоялся предметный разговор в деталях по всему комплексу отношений. Это свидетельствует о том, что руководство двух стран придает особое значение развитию отношений». В свою очередь, Ху Цзиньтао, находящийся в России с государственным визитом после избрания председателем КНР, отметил, что за последние десять лет отношения между двумя странами развиваются благоприятно, увеличивается количество крупных совместных проектов. Китайский лидер также сказал, что «в крупных вопросах, затрагивающих коренные интересы, обе страны оказывают друг другу взаимную поддержку».
В 2001-2002 годах Россия и Китай заключили ряд соглашений по военным поставкам. Нынешний год является для России ключевым в их выполнении. Эти соглашения включают изготовление восьми подводных лодок проекта 636 Kilo, оснащенных противокорабельными ракетными комплексами Club-S с дальностью стрельбы 220 км, третью партию из 24 многоцелевых истребителей «Су-30МКК2», два эсминца проекта 956ЭМ, четыре корабельных ракетных комплекса ПВО «Штиль-1» и два корабельных комплекса ПВО «Риф-М».
В 2002 году Китай торопился заключить эти соглашения накануне прошедшего осенью XVI съезда Компартии Китая. Это была потребность политической борьбы - Цзян Цзэминь спешил подарить армии российские подарки, чтобы заручиться ее поддержкой. Одновременно действиями Китая руководит потребность в устрашении Тайваня. КНР торопится получить заказанную технику. По информации KANWA, по имеющимся договоренностям все подлодки проекта 636 Kilo должны быть переданы Китаю не позднее 2005 года. Производством этих подлодок заняты одновременно три российских завода.
Время идет, быстро движется и научно-технический прогресс. Технологические ограничения на экспорт российских оружейных систем в Китай постепенно ослабляются, повышается уровень сотрудничества, происходит его качественное улучшение. К примеру, в прошлом Россия не хотела продавать Китаю устанавливаемые на подлодках противокорабельные ракеты Club-S и системы ПВО дальнего радиуса действия «Риф-М». В новых условиях запросы Пекина были удовлетворены. На продаваемых в Китай многоцелевых истребителях «Су-30МКК2» будут устанавливаться усовершенствованные бортовые радиолокационные станции Н001, что позволит оснастить эти самолеты сверхзвуковыми противокорабельными ракетами типа Х31А с дальностью 70 км. Обсуждается продажа в Китай партии самолетов «Су-30МКК3» с еще более современными бортовыми РЛС «Жук-МСЭ» и противокорабельными управляемыми ракетами Х59МК с дальностью до 280 км.
Оружию российских образцов в Китае доверяют, однако возрастает и ощущение зависимости от него. Китайские военные все чаще устанавливают российские системы на платформы отечественного изготовления. Например, на китайском эсминце управляемого ракетного огня проекта 052В используется российская система ПВО среднего радиуса действия «Штиль-1». На следующей серии кораблей, получивших наименование «китайский Aegis», собираются устанавливать систему ПВО дальнего радиуса действия «Риф-М». В области авиационных бортовых систем Китай одновременно покупает как радар «Жемчуг», разработанный российским предприятием «Фазотрон», так и радар «Перо» с фазированной антенной решеткой предприятия НИИП. Очевидно, что эта техника предназначена для использования на истребителях отечественного производства «Цзянь-10А» и последующих моделях китайских самолетов.
Конечно, у продажи российского оружия в Китай есть технический предел. Если сравнить эти поставки с военно-техническим экспортом из России в Индию, становится заметно, что в Китай отправляется не самая передовая техника. Военно-промышленные, оборонные и дипломатические источники в Москве не раз подчеркивали KANWA по поводу экспорта авианосцев, атомных подводных лодок и прочих стратегических систем, что «стратегическое оружие в Китай не продается».
Помимо этого российские военно-промышленные круги недовольны способностью Китая быстро копировать покупаемые оружейные системы. Это создает для россиян сложности на международном рынке вооружений. В этом отношении Москва более склонна поддерживать «игру по правилам», которую ведет Индия. Вот типичный пример: в конце 1990-х годов вместе с системой управления огнем боевой машины пехоты БМП-3 Россия продала Китаю 100-миллиметровые противотанковые ракеты лазерного наведения «Бастион». Соглашением оговаривалось, что Китай не может продавать за границу ракеты этого типа, произведенные по российской лицензии. Однако Китай переделал «Бастион» с калибра 100 мм на калибр 105 мм и начал продавать ракеты на мировом рынке. Одновременно производимый по российской лицензии 152-миллиметровый артиллерийский снаряд лазерного наведения «Краснополь» китайцы переделали в экспортный вариант калибра 155 мм. А ведь по соглашению 1999 года Китай получил от России права на производство лишь 152-миллиметрового снаряда «Краснополь».
За российско-китайским военным сотрудничеством внимательно следят в США, Японии и Индии. Токийский эксперт по стратегическим исследованиям заявил KANWA, что японское управление самообороны планирует в текущем году укрепить сотрудничество с Россией по вопросам стратегической стабильности. В Токио уже принято решение помочь российскому Тихоокеанскому флоту решить вопрос с утилизацией реакторов подлодок, на что требуются значительные деньги. В процессе развития военных контактов на высоком уровне Япония открыто потребовала от России большей прозрачности в военных поставках Китаю и обратила внимание на сопутствующую опасность для положения в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Токио и Нью-Дели одинаково не хотят, чтобы Китаю был продан крейсер «Украина». Постройка этого корабля завершена уже на 90%, теперь из-за недостатка средств Украина предлагает недоделанный крейсер Китаю. На крейсерах этого типа устанавливаются сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Базальт» с дальностью более 500 км. Однако авторитетный источник в МИДе России официально заявил KANWA, что Китаю не будут поставляться ракеты с дальностью более 300 км. Это означает, что, даже купив «Украину», Китай не получит ракет с дальностью действия в полтысячи километров. Россия также отказалась продавать Китаю сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Яхонт», дальность которых приближается к 300 км.
С точки зрения национальной безопасности Россию тревожит как большое число нелегальных китайских мигрантов, селящихся на Дальнем Востоке, так и размер китайских военных расходов, которые превосходят российские почти в три раза. Между Россией и Китаем существуют исторические проблемы, которые под влиянием всплеска китайского национализма могут в любое время обостриться. Вслед за быстрым развитием экономики китайский национализм набирает все большую силу.
В целом российско-китайское военное сотрудничество развивается стабильно, хотя и сталкивается со многими трудностями. Япония начинает оказывать давление на Россию с помощью инструментов военно-технического, финансового и экономического сотрудничества. Китай не соблюдает правила игры в военном сотрудничестве, его действия по копированию купленных систем вызывают в России все большую озабоченность. Заботясь о собственной стратегической безопасности, Россия одновременно все более настойчиво защищает свои интересы в военно-коммерческой области.
Автор: ЧЖАН ИХУН, ведущий аналитик канадского информационного центра KANWA, спецкор по Азиатскому региону Jane’s Defence Weekly, специально для «В»