Выстрелят в миллионы
Как уже сообщал «В», для знакомства с одним из крупнейших оборонных комплексов Дальнего Востока - Арсеньевской авиационной компанией «Прогресс» имени Сазыкина в Приморье прилетает генеральный директор федерального государственного унитарного предприятия «Рособоронэкспорт» Андрей Бельянинов. В поездке его сопровождает ряд ведущих специалистов страны, занимающихся продажей вооружения и боеприпасов, обеспечивающих контракты с заинтересованными государствами.
Как уже сообщал «В», для знакомства с одним из крупнейших оборонных комплексов Дальнего Востока - Арсеньевской авиационной компанией «Прогресс» имени Сазыкина в Приморье прилетает генеральный директор федерального государственного унитарного предприятия «Рособоронэкспорт» Андрей Бельянинов. В поездке его сопровождает ряд ведущих специалистов страны, занимающихся продажей вооружения и боеприпасов, обеспечивающих контракты с заинтересованными государствами.
В городе авиастроителей гости пробудут всего один день – 2 июня. В сопровождении руководителей городской и краевой администраций они посетят сборочные цеха и отделы, конструкторское бюро, а также ознакомятся с уже готовой продукцией. По итогам визита состоится расширенное совещание. На нем пойдет речь о возможностях поставок за границу боевых вертолетов и реализации второго контракта по «китайскому проекту».
Речь идет о противокорабельных сверхзвуковых крылатых ракетах «Москит-Е». «Прогресс» уже оснастил ими два современных эскадренных миноносца для военно-морских сил Китая, построенных на стапелях Санкт-Петербурга. ВМФ КНР трижды на учениях испытывал эти ракеты, и результаты оказались потрясающими, хотя каждый выстрел такого орудия тянет на миллион американских долларов. Сейчас Москва и Пекин договорились о постройке еще двух эсминцев на Балтийском судостроительном заводе - контракт на сотни миллионов долларов США. Сборку ракетных комплексов «3М-80Е» и «3М-80МВЕ» вновь доверят приморским специалистам. Только на сей раз авиастроительная компания будет самостоятельно производить двигатели. До сих пор их поставляли из Тюмени, однако сибиряки-монополисты стали баснословно задирать цены, плюс транспортировка. Стоимость каждого двигателя составляет примерно 30 процентов от общей цены изделия. Поэтому в Арсеньеве надеются увеличить доходную часть, что скажется на налоговых поступлениях в местный, краевой и федеральный бюджеты. В ОАО ТМКБ «Союз» города Лыткарино в минувшем апреле были проведены квалификационные испытания установочной серии двигателей, и принято решение об их серийном производстве для комплексов «Москит-Е».
Что касается производства и экспорта уникальных геликоптеров пятого поколения «Ка-50» «Черная акула» и «Ка-52» «Аллигатор», то ФГУП «Рособорон-экспорт» направило предложения в 10 стран. В 2000 году «Ка-50-2» участвовал в тендере в Турции на продажу лицензии. Эта работа продолжается. Так же, как и не потеряны шансы в тендере в Южной Корее по вертолету «Ка-52К».
Третье направление экспортных поставок – это капитальный ремонт боевых «вертушек» «Ми-24» всех модификаций. ОАО ААК «Прогресс» является разработчиком и держателем комплекта ремонтной документации вертолетов «Ми-24». Предприятие освоило восстановление «летающих танков» с повышением летно-технических характеристик и модернизацией вооружения с выведением их на круглосуточное патрулирование и применение.
Кроме того, завод собирает на экспорт и для России гражданскую продукцию. Наиболее перспективными считаются вертолеты «Ми-34С». Только в прошлом году заказчикам поставили пять винтокрылых машин. Ими очень довольны покупатели в Нигерии и Казахстане, африканская страна готова основательно продолжить сотрудничество. В перспективе у предприятия еще несколько интересных начинаний по линии оборонного и гражданского ведомств. Это и вертолет «Ка-64», и экраноплан «Иволга-12ЭК». Не случайно на предприятии ведется набор специалистов и повышается заработная плата трудовому коллективу, а оно само, практически рассчитавшись с прежними долгами по зарплате и налоговым платежам, сейчас явно на подъеме. Со всеми наработками, проектами, традициями предстоит познакомиться московским гостям.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, «Владивосток»