Казарма его детства

Степашины были когда-то соседями Валентины Капитоновны Градиль по этому дому на улице Гамарника. Сережу бабушка узнала сразу, как только он стал мелькать на телеэкране. Говорит, совсем не изменился, только возмужал.

29 май 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1366 от 29 май 2003

Степашины были когда-то соседями Валентины Капитоновны Градиль по этому дому на улице Гамарника. Сережу бабушка узнала сразу, как только он стал мелькать на телеэкране. Говорит, совсем не изменился, только возмужал.

“Да ты еще жив, курилка!” – может быть, воскликнул бы известный в стране человек Сергей Степашин, увидев старенький двухэтажный дом на улице Гамарника во Владивостоке, в котором прошли его несколько дошкольных лет. Когда-то тут были офицерские казармы, но и сейчас в убогом жилище с длинными общежитскими коридорами, смрадными подъездами, протекающами крышами, отсутствием воды и канализации – все удобства на улице – живут люди. Двуэтажный микрорайончик странным образом “прилепился” возле многоэтажек со всеми коммунальными услугами и будто бы всеми правдами и неправдами цепляется за жизнь. В трех домах эта жизнь еще ничего, в свое время их успели “врезать” в проходящие поблизости инженерные сети, а вот два дома, в том числе “степашинский”, так и остались в пещерном веке. “Не город и не деревня, - говорят его жильцы. – Хуже и того, и другого”.

Еще они рассказывают, что во время своего приезда во Владивосток Сергей Степашин просил показать ему дом его детства, но услышал, что тот давным-давно снесен. “По документам ведь именно так”, – убеждают меня собеседники. Бог знает, откуда они  взяли эту историю, но говорят так убедительно, что трудно не поверить.

- Не пустили Сережу к нам, я знаю, - уверена и Валентина Капитоновна Градиль – единственная старожилка бывших казарм, куда перебралась из снесенной корейской фанзы. Было это еще в 1946 году. Баба Валя занимала тогда комнатушку в 14 квадратных метров. Степашины жили в 36-й квартире.

- Сережа, бывало, бился в мою дверь, просил пирожков. Я тогда поваром работала в воинской части, а Вадим Степашин – Сережин отец – был у нас начальником камбуза. Видите эту стену, перегородившую наш длинный коридор? Это он ее поставил, и стало гораздо удобнее, не то что в соседних пролетах. Помню хорошо и маму Сережину - Люсю.

Валентина Капитоновна узнала своего бывшего маленького соседа сразу, как только он стал мелькать на телеэкране. Говорит, что Сережа совсем не изменился, только возмужал. Такой же рыженький, а рост от отца взял.

Степашины съехали из ветхого “особняка” чуть ли не полвека назад, а Валентина Капитоновна лучшей доли так и не увидела. Другие старики уже все поумирали, не дождавшись обещанного сноса дома и переезда в новые квартиры. Бабушка Валя тоже не верит, что это когда-то случится. С дочерью, с которой по соседству занимают комнаты, прикидывали, как бы провести себе воду, но оказалось, что это слишком дорого. Валентина Капитоновна еле передвигается с палочкой, и неизвестно, как бы носила ведра с водой, если бы осталась одна. Рада, что не в тесноте живут. А это благодаря Леониду Брежневу. Ему она написала письмо, отчаявшись бороться за свои права тут, на месте. Ее всяческими силами пытались выселить из комнаты, которая освободилась рядом с ее 14-метровкой. Все было законно, она это знала, но чуть ли не каждый день являлся участковый и грозился выкинуть вещи. Гадалка ей нагадала, что надо обращаться к большому человеку, он поможет. И правда, когда  пришел ответ из Москвы, Валентину Капитоновну тут же оставили в покое: “
Живи, бабушка, хоть 100 лет в своих хоромах, мы тебя трогать не будем”.

- А вы бы и сейчас письмо написали, ведь есть кому - Сергею Степашину, - советую Валентине Капитоновне. – Напомнили бы о себе. Может быть, хоть в свои 75 лет переехали бы в достойное жилье.

Но у бабушки уже нет ни былого напора,  ни желания бороться за место под солнцем. Хотя маленькая надежда на очередной приезд Сергея Степашина во Владивосток все-таки теплится. Знает, что председателя Счетной палаты Российской Федерации ждут у нас в сентябре. И тоже ждет. Хотела бы просто увидеть Сережу. Для нее он – яркое напоминание о молодости.

Автор: Надежда БРАЖИНА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»