И нам сыграет «Пианист»

Личность Владислава Шпильмана - польского музыканта, пережившего ужасы варшавского гетто, современниками оценивалась неоднозначно. Одни видели в нем чудом спасшегося героя, другие – чуть ли не предателя. Неудивительно, что и фильм Романа Полански «Пианист», рассказывающий о судьбе Шпильмана, вызывает самые противоречивые отклики. Впрочем, вы сможете составить свое мнение: с 29 мая «Пианист» выходит на киноэкраны Владивостока.

28 май 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1365 от 28 май 2003

Личность Владислава Шпильмана - польского музыканта, пережившего ужасы варшавского гетто, современниками оценивалась неоднозначно. Одни видели в нем чудом спасшегося героя, другие – чуть ли не предателя. Неудивительно, что и фильм Романа Полански «Пианист», рассказывающий о судьбе Шпильмана, вызывает самые противоречивые отклики. Впрочем, вы сможете составить свое мнение: с 29 мая «Пианист» выходит на киноэкраны Владивостока.

«Это попытка оправдания человеческой трусости», - пишут одни критики. «Эта история – предостережение всем живущим: люди в суете ежедневности не замечают грозящей им опасности», - считают другие. Сам же Роман Полански, на своей шкуре испытавший, что такое гетто, говорит, что всегда мечтал снять фильм о пережитом, но – не о себе. История Шпильмана дала ему возможность не только показать ужасы нацизма, но и рассуждать о героизме и подлости, о выборе, который однажды делает каждый человек. «Пианиста Шпильмана нельзя назвать ни героем, ни даже просто симпатичным человеком: все, что он делает, - это просто пытается выжить», - так оценил своего героя режиссер.

Картина собрала урожай самых престижных премий (всего 39 штук), в том числе «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля и три «Оскара». Эдриан Броуди, исполнитель главной роли, признавался: в его карьере еще не было фильма, который потребовал бы такого напряжения душевных сил. «Я сердцем понял, что любая война, даже во имя самых справедливых целей, ужасна и несет людям только горе», - сказал Броуди, получая «Оскар» за свою работу в «Пианисте». Кстати, «Оскара» получил и Полански – за режиссуру. Но престижная премия не открыла режиссеру дорогу в США: на нем по-прежнему висит уголовное обвинение.