Душа, желание и деньги
Много лет врач Лариса Бирюкова билась в глухую стену, пытаясь открыть во Владивостоке хоспис. Ей что-то обещали, потом об этом забывали, даже давали здание, которое она начинала ремонтировать, но потом его отбирали. Кончились силы – бросила свою подвижническую деятельность. Хотя и продолжает надеяться, что ситуация изменится, дав ей возможность заняться столь важным делом. Каким-то образом о борьбе приморской радетельницы за судьбы безнадежных больных и немощных стариков узнал американский ученый Хосе Аланис. Летом он собирается приехать в краевой центр, чтобы собрать на эту тему материалы для своей диссертации. Вот и еще одна возможность прославиться появилась у Владивостока. Чем похвастать сможем?
Много лет врач Лариса Бирюкова билась в глухую стену, пытаясь открыть во Владивостоке хоспис. Ей что-то обещали, потом об этом забывали, даже давали здание, которое она начинала ремонтировать, но потом его отбирали. Кончились силы – бросила свою подвижническую деятельность. Хотя и продолжает надеяться, что ситуация изменится, дав ей возможность заняться столь важным делом. Каким-то образом о борьбе приморской радетельницы за судьбы безнадежных больных и немощных стариков узнал американский ученый Хосе Аланис. Летом он собирается приехать в краевой центр, чтобы собрать на эту тему материалы для своей диссертации. Вот и еще одна возможность прославиться появилась у Владивостока. Чем похвастать сможем?
ЧТО ИМЕЕМ
В далеком уже 91-м году Министерство здравоохранения РФ издало первый приказ об организации домов и отделений сестринского ухода и хосписов, задачей которых является повышение доступности медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста, оказание социально-психологической помощи больным и их родственникам. Одна из строчек приказа звучит так: «При организации домов (отделений) сестринского ухода создать в них условия, максимально приближенные к домашним».
В отделении при больнице «Дальзавода» об особом уюте говорить не приходится – убогость из-за каждого угла выглядывает. Конечно, у государства сейчас столько дыр, что до стариков руки не доходят. Поэтому в том же приказе предлагается «активно привлекать к финансированию религиозные и благотворительные организации, государственные и кооперативные, промышленные и сельскохозяйственные предприятия». Заведующая отделением Жанна Якштас комментирует: «Конечно, я пытаюсь стучаться во все двери, но, наверное, не слишком активно – других забот хватает. Государственные предприятия, к сожалению, не заинтересованы в оказании помощи – теперь ведь благотворительность не уменьшает их налоги. А вот некоторые ООО хорошо помогают. Например, судоходная компания «Павино» оплатила покупку досок для ремонта пола. «Хризантема» снабжает чистящими и моющими средствами, гостиница «Приморье» отдала списанное, но вполне пригодное для нас постельное белье. Мы очень благодарны и религиозным организациям: все оборудование для лежачих больных закупили католики из общества «Каритас», часто навещает наших пациентов отец Александр из храма Пантелеймона-целителя, его прихожане тоже оказывают посильную помощь. Мы всем благодарны, но, конечно, всего этого недостаточно. Сами видите, каковы условия». А вот Лидия Ищенко, заведующая таким же отделением в поселке Трудовое, считает, что администрация города оказывает вполне достаточную помощь – питание в больнице почти домашнее, продуктов хватает, ведется ремонт, в результате которого в палатах будет не по шесть пациентов, а по три-четыре. Наверное, и это можно считать достижением, если забыть о том, что за рубежом такие же, ничем особо не отличившиеся люди, имеют отдельные комнаты со всеми удобствами. Безысходное прозябание стариков в общежитии они и в дурном сне не видели.
Однако даже в полунищее отделение, где сердобольным медикам почти всю работу приходится делать вручную, попасть непросто – в том же «дальзаводском» всего-навсего 40 коек. Для города это даже не минимум – капля в море. В последние пять лет, правда, немного выручает сестричество, созданное по инициативе игуменьи Марии из Марфо-Мариинского монастыря. В течение трех месяцев верующие женщины проходили ускоренные курсы младшего медперсонала в медицинском колледже. Благословил их на службу во славу Господа сам владыка Вениамин, вручивший сестрам милосердия дипломы, заверенные медиками и епархией. Сестричество оказывает помощь благотворительно – достаточно телефонного звонка в монастырь. Этих женщин чаще всего приглашают к тяжелобольным семьи с низким достатком. Старшая сестра милосердия Людмила Сапарова говорит по этому поводу: «Мы не ропщем, когда добираемся к своим пациентам городским транспортом за свой счет, и не привыкли приходить к больным с пустыми руками. Трудимся исключительно за спасибо, для нас это принципиально. Тем не менее финансовая проблема и нас берет в оборот». Тяжело им не только материально, но и морально – не каждый такое выдержит. Недаром же на курсы записались 50 прихожанок, а дипломы получили только 17.
ЗА МОРЕМ ЖИТЬЕ НЕ ХУДО
Все мы бываем за границей, кое-кто и в домах сестринского ухода побывал. Почти любой из них за пример для подражания можно взять. Вот хотя бы Дом пожилого человека в небольшом баварском городке Кульмбах.
Четырехэтажный особнячок устроен самым разумным образом: на первом этаже обитают вполне бодренькие, самостоятельные старики, которые организуют выставки своего рукоделия, концерты, осваивают простейшие тренажеры. На втором этаже – ходячие пациенты, нуждающиеся в постоянной опеке медсестер. Третий – прикованные к постели тяжелые, но здравомыслящие больные. На четвертом этаже старики и старушки с возрастными психическими отклонениями, этих опекают как ясельных детей.
Каждый пациент имеет отдельную просторную комнату, оснащенную удобной для обслуживания лежачего больного кроватью. При оформлении(!) каждой палаты непременно учитываются вкусы живущего в ней – любимый цвет штор и панелей, настольная лампа, картины, фотографии членов семьи, подбор музыкальных записей. На кухне готовится несколько вариантов блюд – диеты соблюдаются неукоснительно. Наверное, благодаря всему этому в Германии содержать старых родителей в подобном доме считается даже престижным. Кстати, стоимость услуг вполне по карману средней немецкой семье.
Комментарии здесь скорее всего не нужны. Только уж очень наших стариков жалко.
ВСЕ ЕЩЕ БУДЕТ
Ни в коем случае не хотелось, чтобы создалось негативное впечатление о людях, работающих в отделениях сестринского ухода, – они первые в нашем городе, кто взялся за такую сложную работу, все вопросы они решают «с белого листа», им очень трудно. Специалистам, которые трудятся в таких отделениях, нужно в пояс поклониться. Но любой человек живет только один раз, и он достоин качественной помощи, которую родственники предоставить не в состоянии. Находясь на лечении, каждый должен верить, что выйдет из этих стен и продолжит жить. Пусть иногда это будет иллюзией, но она необходима людям.
Работать в подобных отделениях могут лишь профессионалы, которые в состоянии не умирать с каждым больным, - на них ложится невероятная психологическая нагрузка. Да и специфика труда существует, которой тоже необходимо учить. К сожалению, во Владивостокском медицинском колледже сестер для работы в хосписах не готовят. Там есть множество других важных специализаций, только не эта. Хотя удивляться особо не приходится – зарплата в отделениях сестринского ухода мизерная, а контингент один из самых сложных. А вот во Владивостокском медицинском университете тем не менее посчитали необходимым готовить профессионалов и в этой области.
Не так уж давно в ВГМУ открыли даже факультет «Сестринское дело». Его декан доцент Наталья Догадина рассказала, что они учат будущих организаторов сестринской службы, руководителей домов сестринского ухода и хосписов. Это будут профессионалы высшего звена, знающие особенности больных, лежащих в подобных учреждениях, методы ухода за ними, их психологию. А еще эти специалисты смогут убеждать финансовые структуры разного уровня в необходимости оказать помощь таким учреждениям – этому тоже можно научить. «Хотелось бы, чтобы в ближайшем будущем у нас работали не просто отделения, а специализированные дома, в которых основную нагрузку возьмут на себя сестры, а врачи будут вызываться только для консультаций, - сказала Наталья Анатольевна. – На своем факультете мы преподаем психологию управления, поднимаем вопросы менеджмента и лидерства. Думаю, что благодаря нашим выпускникам в скором времени для людей, нуждающихся в длительной качественной помощи, будут созданы самые благоприятные условия».
Очень хочется верить, что все так и будет. Тогда и американских ученых не стыдно будет принимать – пусть пишут свои диссертации.
Автор: Галина КУШНАРЕВА, Татьяна БАТОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»