Да здравствует кино
«Да здравствует кино!» - именно эти слова произнес Федерико Феллини сорок три года назад, получая «Золотую пальмовую ветвь» за «Сладкую жизнь». Именно они выбраны в качестве девиза 56-го Каннского фестиваля. И пусть сегодня, как кажется, они звучат уже не так восторженно, зато растиражированы на плакатах повсеместно. Каннский фестиваль - едва ли не самое главное событие в мире кино - привлекает к себе всеобщее внимание. На набережной Круазетт будет людно. В Канны в дни фестиваля (в этом году он продлится до 25 мая) съезжаются десятки тысяч гостей - журналисты, папарацци, продюсеры, режиссеры, звезды и просто любопытные, готовые целыми днями выстаивать у Дворца фестивалей на своих складных лесенках, лишь бы где-то вдалеке увидеть мелькнувший подол платья Николь Кидман.
«Да здравствует кино!» - именно эти слова произнес Федерико Феллини сорок три года назад, получая «Золотую пальмовую ветвь» за «Сладкую жизнь». Именно они выбраны в качестве девиза 56-го Каннского фестиваля. И пусть сегодня, как кажется, они звучат уже не так восторженно, зато растиражированы на плакатах повсеместно. Каннский фестиваль - едва ли не самое главное событие в мире кино - привлекает к себе всеобщее внимание. На набережной Круазетт будет людно. В Канны в дни фестиваля (в этом году он продлится до 25 мая) съезжаются десятки тысяч гостей - журналисты, папарацци, продюсеры, режиссеры, звезды и просто любопытные, готовые целыми днями выстаивать у Дворца фестивалей на своих складных лесенках, лишь бы где-то вдалеке увидеть мелькнувший подол платья Николь Кидман.
На открытии показывают современную версию «Фанфана-Тюльпана», поставленную бойким коммерческим режиссером Жераром Кравчиком (кстати, создатель классического «Фанфана» Кристиан Жак получил полвека назад каннский приз за лучшую режиссуру). Впрочем, до достоинств ремейка никому нет дела - куда важнее, что на открытии появится суперзвезда Пенелопа Крус, сыгравшая в «Фанфане» роль, которая когда-то прославила Джину Лоллобриджиду. Среди самых ожидаемых гостей фестиваля - Том Круз, Кеану Ривз, Николь Кидман, Клинт Иствуд, Элизабет Тэйлор и многие-многие другие.
Канны - это не просто самый главный фестиваль планеты. Это последнее доказательство того, что кино может и должно существовать не только как индустрия. И если, например, Берлинский фестиваль давно уже превратился в удобную стартовую площадку для европейских премьер голливудских фильмов, каннские отборщики по-прежнему делают ставку на кино подчеркнуто авторское, экспериментальное, некоммерческое. Пока эта ставка приносит успех: пусть фильмы Питера Гринуэя, Ларса фон Триера и Александра Сокурова (все трое - в нынешнем каннском конкурсе) доставляют удовольствие далеко не всем, приятно думать, что и в кино есть своя палата мер и весов, которая скрупулезно изучит кандидатов и вынесет вердикт о том, что сегодня надо считать самым модным и актуальным. Разумеется, подобная миссия, добровольно взятая на себя Каннским кинофестивалем, порой приводит к более чем сомнительным результатам. Не думаю, что такие каннские лауреаты, как «Комната сына» Нанни Моретти, надолго задержатся в истории, но победы «Криминального чтива» и «Танцующей в темноте» (если брать только последнее десятилетие) стали знаковыми событиями, определившими облик современного кино.
Впрочем, и Голливуд получит свою порцию внимания. Завтра в Каннах состоится премьера самого ожидаемого фильма последних лет - свое победное (в этом нет уже никаких сомнений) шествие начнет по экранам «Матрица: перезагрузка» братьев Вачовски. Компьютеры, спецэффекты, боевые искусства, восточная философия, иллюзорность мира и модные мобильные телефоны - если во времена первой «Матрицы» (1999) было еще не совсем ясно, что именно из этих ингредиентов будут состоять мифология и массовая культура XXI века, то сейчас все сомнения отпали. «Новый завет» коммерческого кино на подходе. Вполне вероятно, что «Догвилль» Ларса фон Триера с Николь Кидман в главной роли окажется «новым заветом» кино авторского. Так что Канны - по-прежнему законодатель. Независимо от того, нравятся вам эти законы или нет.
Автор: Алексей МЕДВЕДЕВ, специально для «В»