Опасная электричка
За окном пригородной электрички замусоренные косогоры, покосившиеся частные избушки, потускневшее от городских отходов море – но впасть в полусонное созерцание не получится. Пару минут прочь, и к вам уже суются с рекламой узбекских носков, цыганской песней о хлебе, в нос бьет запах перегара, рожденный типичным кашлем прислонившегося к плечу бомжа.
За окном пригородной электрички замусоренные косогоры, покосившиеся частные избушки, потускневшее от городских отходов море – но впасть в полусонное созерцание не получится. Пару минут прочь, и к вам уже суются с рекламой узбекских носков, цыганской песней о хлебе, в нос бьет запах перегара, рожденный типичным кашлем прислонившегося к плечу бомжа.
Но и это не самое неприятное. Куда ужасней осознавать, что где-то рядом с тобой в электричке сидит безбилетный преступник, ускользающий от правосудия вот уже несколько лет, или грабитель, выбирающий среди окружающих очередную жертву. Это не преувеличение. Именно в этом народном транспорте граждане, контролеры и сотрудники транспортной милиции чаще всего сталкиваются с отпетыми хулиганами и правонарушителями. С каждым годом ездить в электропоездах становится все менее безопасно.
И причины очевидны. В это замкнутое пространство многих тянет на заработки - “беженцев”, пенсионеров, беспризорных и просто безработных. А мы покупаем сомнительные товары, подкармливаем шпану, подаем милостыню или просто отворачиваемся.
- Некоторых электричка не просто согревает, но и кормит. Бомжей мы не трогаем, они катаются, пока не выспятся, - рассказывает ревизор пригородных поездов Нина Сиренко. - Торговать в электричках официально разрешено только газетами, но если продавец, скажем, мороженого предъявит проездной, пусть работает. Для нас главное - оплаченный проезд.
Электричка живет по законам улицы, только на колесах: то же равнодушие, ругань, напряжение. Постоянное перемещение “зайцев”. Но случись что серьезное, нормальному человеку бежать-то некуда. Поэтому когда в вагоне контролер или еще лучше милиционер, обилеченному пассажиру спокойнее.
За четыре месяца этого года число грабежей в пригородных электричках увеличилось вдвое. Количество административных нарушений приблизилось к семи тысячам. Рост преступности заставил Приморское линейное управление на транспорте совместно с руководством Дальневосточной железной дороги предпринять дополнительные меры. Частота рейдов и проверок увеличилась в четыре раза. И если в минувшем году комплексные операции по пресечению правонарушений в электричках устраивались раз в месяц, то сейчас еженедельно сотрудники патрульно-постовой службы сопровождения пассажирских поездов (ППССПП) работают вместе с ревизорами и проводят профилактику среди граждан.
- Операция “Восток” призвана уберечь ревизоров и граждан от распоясавшихся безбилетников, карманников, пьяных бузотеров, хулиганов и неосторожности на железной дороге. Надеемся, что эти усилия хоть немного освободят пассажиров от тревоги в электричках, – сказал командир роты ППССПП Антон Марандюк.
Почему операция называется “Восток”, так и не удалось выяснить. На мой взгляд, ее можно было назвать просто - “Охота на живца”, ведь по сути дела в качестве приманки выступают законопослушные пассажиры. Это вокруг них кружат нарушители и стражи порядка.
Конечно, большая часть правонарушений носит административный характер: курение в электричке, безбилетный проезд, хождение по рельсам, пьянство, маты. Кстати, последнее милиция тоже не оставляет без внимания. За нецензурную брань, как за мелкое хулиганство, можно заработать штраф и даже попасть “на разборки” в отделение на Угольной или в линейное управление на ж.-д. вокзале во Владивостоке.
Есть и уголовные дела. Четверо преступников, находящихся вот уже несколько лет в розыске, попались в электричке при проверке билетов. Пять молодых наркоманов были пойманы с коноплей за пазухой весом свыше одного грамма, что и позволило возбудить уголовное дело. У некоторых из них при себе обычно холодное оружие. С помощью граждан милиции удалось задержать в электричках пятерых карманников…...
И все-таки пассажирам в электричках по-прежнему приходится рассчитывать в основном на себя и смелую солидарность попутчиков. В силу нехватки кадров патрульно-постовой службе сопровождения пассажирских поездов Приморского линейного управления на транспорте приходится проводить не сквозные, а частичные проверки, при которых охватывается только лишь половина пригородных поездов. На каждый состав милиционера не поставишь.
Автор: Ксения ПОНОМАРЧУК, специально для «В»