Что сказал Соломон?

Полгода назад Министерство образования направило в субъекты РФ, конкретно в местные органы управления образования, рекомендацию о факультативном преподавании в школах основ православной культуры. Результат – за это время ни в одной приморской школе ничего подобного не появилось. И вряд ли в ближайшее время появится. Хотя неначавшийся курс уже успели назвать разжигающим национальную и религиозную вражду.

14 май 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1357 от 14 май 2003

Полгода назад Министерство образования направило в  субъекты РФ, конкретно  в местные органы  управления образования, рекомендацию о факультативном преподавании в школах основ православной культуры. Результат – за это время ни в одной приморской школе ничего подобного не появилось. И вряд ли в ближайшее время появится. Хотя неначавшийся курс уже успели назвать разжигающим национальную и религиозную вражду.

ШКОЛЬНЫЙ ПЕРЕПОЛОХ

Едва наш министр-реформатор заикнулся о возможности преподавания нового предмета, началось невероятное: молвой и прессой урок был превращен в закон Божий, якобы заставляющий бедных школьников денно и нощно зубрить молитвы и челом бить. Страсти не утихают и сейчас, хотя специалисты не устают убеждать: предмет этот – о культуре и истории нашего народа, и ничего более. Кроме того, министр Владимир Филиппов успел не раз официально прокомментировать идею: “Предмет не является и не может быть обязательным для всех школ страны, посещать его ученики могут не просто добровольно, но и с обязательного согласия их родителей”. Оговорка важна в нашей многоконфессиональной стране, и в недрах министерства готовится в связи с этим еще одна программа – по истории религий.

Важно и другое: специалисты министерства подчеркивают - не стоит, чтобы предмет вели священники, лучше – учителя литературы, к примеру, или истории, но заинтересованные, конечно, знающие и любящие историю и культуру Руси. Впрочем, это пока вопрос для дискуссий.

Тем не менее предмет с трудом пробивает себе дорогу в школу: и чиновники в сфере образования, и директора школ, да и учителя относятся к нему настороженно.

А зря. Вопреки страхам и злобной болтовне во многих городах страны основы православной культуры все-таки потихоньку начинают вести.

«БРАТЦЫ, ЧЕГО ИСПУГАЛИСЬ-ТО?»

- спросил Никита Михалков на ток-шоу “Свобода слова” у противников введения в школах основ православной культуры. А испугались споров и дискуссий, а особенно потенциальных судебных исков – вдруг появятся недовольные? В одной из владивостокских школ директор и завуч мне доказывали, почему ОПК немыслимы: а если в классе ребенок-мусульманин, а если родители – атеисты, и наконец, почему именно православие, а не иудаизм или конфуцианство?

“Да потому, что православие издавна исповедовало большинство русских! - считает кандидат исторических наук Алексей Митков, горячий сторонник введения ОПК в школьную программу. - Почему же люди не могут изучать свою культуру? Почему у нас такое странное понятие демократии, что это всегда право вето, имеющееся у меньшинства? Основы православной культуры, в простонародье отчего-то называемые законом Божьим, - вообще-то лишь культурологическая дисциплина. В самом деле, почему никого не нервируют факультативы по культуре античности и Возрождения, а со своей собственной православной, которая за 1000 лет настолько впиталась в русскую культуру, что стала ее определяющей частью, дела обстоят наоборот? Не зная православия, трудно по-настоящему понять произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого”.

В новых программах, в которых литература и история уже не являются базисными, закладывающими основы мировоззрения, на изучение русских классиков отводится все меньше времени. Уже сейчас литературу “проходят” по два часа в неделю - ее изучение сокращено вдвое. Новый факультатив мог бы восполнить культурные пробелы русских детей. Многие учителя признают: невозможно хорошо знать отечественную культуру, не имея представления об основах православия.

«УЧИТЬ МОЛИТВЫ Я НЕ ЗАСТАВЛЯЮ»

Во Владивостоке опыт преподавания этого предмета единичен, но он есть. Более трех лет в колледже ДВГУ в седьмых, восьмых и девятых классах два раза в неделю изучают те самые основы православной культуры. Вот точка зрения преподавателя основ православной культуры, которая помимо этого является заместителем председателя отдела религиозного образования Владивостокской епархии, Татьяны Гончаровой:

- Вся наша русская культура - литература, живопись, музыка - уходит корнями в православие. Не знать православной культуры – значит не знать своих истоков. Я три года преподаю основы православной культуры, кроме того, обучаю ребят в колледже и литературе. И вижу, насколько органично те знания, которые ребята получают на основах православной культуры, потом входят в их мировоззрение. Они по-другому относятся к русской литературе.

Предмет ОПК не предполагает обучения вере, я говорю ребятам только об основных религиозных понятиях и гораздо больше - о русской культуре и духовности. Мы разбираем иконы, храмостроительство, музыку, говорим о влиянии православия на светское искусство. Кроме того, беседуем с детьми о самом наболевшем, о том,  что происходит с ними в жизни. Порой они не согласны - допустим, на уроках, которые посвящены проблемам семьи и брака. Что касается того, стали ли мои ученики верующими людьми, - я никогда не заставляла ребят учить молитвы, ходить в церковь, это не входит в мои задачи. 

Речь идет лишь о том, чтобы дать ребенку первоначальные знания о христианской этике. По идее, с помощью этих знаний он в будущем будет способен обезопасить себя от искушения пойти в жизни по “легкому пути”, а также от влияния разных экстремистских религиозных организаций.

КАДРЫ, КОТОРЫЕ РЕШАЮТ ВСЁ

Поскольку письмо из Минобразования носит рекомендательный характер, региональные отделы никаких действий по распространению нового предмета предпринимать не обязаны. Хотя вопрос о включении основ православной культуры в школьное расписание может решать и местная власть. Кроме того, этот курс может быть введен администрацией школы исходя из запросов учеников и их родителей. Но даже если в отдельно взятой школе все перечисленные разом захотели проникнуться духом православия, ничего у них не выйдет: преподавать новый предмет сейчас попросту некому. Ведь чтобы освоить новый курс, учителю нужно хотя бы пройти курс повышения квалификации.

На базе Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования таких специалистов не готовят. При Владивостокской епархии сейчас проходят переподготовку по ОПК учителя-энтузиасты, но по окончании этих курсов документа, подтверждающего право преподавания в школах, у них не будет.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

И все же выход можно было бы найти, было бы желание, и прежде всего у управленцев в образовании. Потому что в ряде светских вузов Владивостока открыты и работают научные кафедры теологии и религиоведения, конечно же, есть специалисты в области христианской культуры, живописи, истории – все есть!

В пятом классе автор этих строк случайно посетил несколько факультативных религиозных уроков. Милая девушка объясняла про рай и ад, семь заповедей и православные праздники. Очень скоро по каким-то причинам эти занятия прикрыли, хотя на этот необязательный предмет ребята,  не все, конечно, но ходили. Однако даже этих трех занятий вашему покорному слуге хватило, чтобы не стать закоренелым подлецом.  Мы хотя бы поняли, что нельзя брать чужого и убивать. Конечно, свято место пусто не бывает, им про это обязательно кто-нибудь расскажет. Скажем, доброжелательные “братья” из тоталитарных сект.

А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В 100 школах Подмосковья уже второй год в рамках факультатива изучают предмет основы православной культуры. Как сообщили корреспондентам ИТАР-ТАСС в правительстве Московской области,  до сих пор не поступало протеста со стороны родителей и детей. Более того, как заверили в областном министерстве образования, изучение христианской культуры в аспекте этики благотворно влияет на самих учащихся. Активно ведутся новые уроки в Ростовской области и многих городах России.

МНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ

Валентина Григорович, учитель истории:
- Я сама православная, прихожанка. Считаю, что преподавать основы в качестве факультатива нужно, почему бы и нет, но это только по желанию школы и учеников. Я бы сама с удовольствием преподавала этот факультатив – пройти бы только курс специальной подготовки. У нас многие ребята посещают воскресные школы, сами, добровольно, я думаю, что  основы православной культуры пользовались бы в школе популярностью.

Наталья Овчарова, учитель русского языка и литературы:
- Это только выбор родителей и ребенка. Лично я бы не хотела заставлять свою дочь зубрить основы православной культуры. Хотя я считаю, что на первые два-три занятия может сходить весь класс. Если ребенку понравится, он сам запишется в группу, а нет – так нет. Ведь если читается факультатив, то предполагаются домашняя работа, запоминание, изучение предмета. А сейчас любой учитель литературы вам скажет: детей не заставишь читать ничего дополнительного. Может такое быть, что на новый предмет просто никто не будет ходить.

Татьяна Гвоздецкая, учитель химии:
- Я “за”. Считаю, что каждый должен знать и о своих корнях, и о культуре своего народа. Если некоторые дети придут с помощью предмета к вере – неплохо, хоть во что-то будут верить.

Автор: Евгений ОПАРИН, специально для «В»