Они не кулаки, но на работу крепки
Эх, не раскулачили бы в свое время крепких мужиков, так, может, наше сельское хозяйство и процветало – работать русский человек умеет. Вот, например, Виктор Казыдуб не один год старшим прапорщиком «на северах» отслужил, а как перебрался в Приморье да земли прикупил, так соседи ахнули: «Это ж надо, как развернулся!».
Эх, не раскулачили бы в свое время крепких мужиков, так, может, наше сельское хозяйство и процветало – работать русский человек умеет. Вот, например, Виктор Казыдуб не один год старшим прапорщиком «на северах» отслужил, а как перебрался в Приморье да земли прикупил, так соседи ахнули: «Это ж надо, как развернулся!».
Любое дело без первоначального капитала с места не сдвинешь. Потому Виктор Васильевич, уйдя в запас, еще на старом месте, в Магаданской области, решил коммерцией заняться. В общем-то неплохо получалось – средств хватило и на переезд, и на покупку семи гектаров земли под Арсеньевом, и на дом, и на кое-какую технику. Только душа к коммерции не лежала. А уж как в Приморье поселился да первый урожай собрал, сердце запело. Еще бы! 16 тонн картофеля на продажу в Хабаровск отправил. Да только с учетом всех расходов получило семейство с килограмма всего по рублю. Ладно, пережили. Еще ведь по полтора десятка коров и свиней было. Как с утра в работу впрягались, так до ночи головы не поднимали. Потому и соседи не завидовали, кулаками не обзывали – видели, пашет семья Казыдуб всерьез. Между прочим, их экологически чистую продукцию – молоко, сметану, яйца – окружающие с удовольствием покупают. Ну а картошечку в этом году глава семьи решил в Магадан отправить – может, выгоднее окажется.
Как сыр в масле семья не катается, но и не бедствует. Любой трудовой человек знает, что народ не зря землю кормилицей когда-то назвал. Но все-таки главное богатство Виктора Васильевича и Валентины Дмитриевны – дети. Умные, неизбалованные, трудолюбивые. Гордитесь ими? Мой собеседник отчаянно смутился, но все же сказал: «Очень». А кто ж такими бы не гордился? Вон старшая Татьяна с самого утра с матерью на картофелесажалке. Трактор туда-сюда бегает, а они и на минуту не остановятся, не до перекуров сейчас, когда весенний день год кормить будет. Сын, к сожалению, пока в армии – долг, конечно, стране надо отдать, но очень уж его мужских рук не хватает. Мальчишка с 9 лет трактором управляет, да и все другие работы ему по плечу. Но самое главное сокровище, кажется, еще только подрастает – Лиде всего пятнадцать.
Об этой девочке мы узнали от соседки Казыдуб – Нины Петровны Светцовой. «Это ж раньше такие пионеры были, - говорила она по телефону. – Девчонка и пахарь, и кузнец, и герой, и молодец!». Героем оказалась с виду просто балеринка – джинсовый костюмчик обтягивал стройную фигуру, белоснежный воротничок рубашки оттенял нежную кожу. Лида, несмотря на смущение, жеманиться не стала – лишь секунду поколебалась, когда мы попросили проехать с нами на ферму. Хотя накануне она не спала всю ночь – должна была отелиться корова. Потом и на уроках к этому событию мыслями возвращалась. Прибежав же из школы, два часа просидела с Малышкой, гладила ее, успокаивала, а потом и роды приняла, теленка соломой обтерла и Крепышом назвала. А если бы роды сложными оказались? «Приняла бы, - уверенно ответила десятиклассница, - ведь мама у меня ветеринар, всему научила».
Эта хрупкая девочка отвечает в семье за коров – пока длится учебный год, они находятся при доме. Только летние каникулы вместе с Лидой на ферме проводят. Кстати, ферма – слово неверное, просто большое подсобное хозяйство. Глава семьи по чиновничьим кабинетам бегать не умеет, с официальными лицами устанавливать отношения так и не научился – потому и необходимые бумаги не оформил, потому и соответствующих льгот не имеет. Говорит: «Без бумажек легче прожить».
«Хорошая девочка Лида» в учебные месяцы выбирается на так называемую ферму лишь по выходным. Строится ее день следующим образом. Утром дома обихаживает коров, к девяти приезжает в поле. Там хозяйство поменьше, чем в прошлые годы, но все же четыре бычка, пять свиней, 50 кур и, как говорит Лида, «три собаки и стадо кошаков». Все есть просят. Через день варят им 200-литровый котел каши. После «раздачи пищи» надо огородом заняться – весной дел много. А тут еще родители поросенка забили, чтобы летом без мяса не остаться. Нужно помочь консервы-соленья из него сделать. Домой девочка возвращается часов в девять, чтобы успеть коров подоить, а в 11 вечера садится за уроки. При всем при этом учится она хорошо.
Это удивительное юное создание одинаково легко управляется и с трактором, и с грузовиком, но больше всего любит гарцевать на своей гнедой по имени Маня. Лида долго уговаривала отца приобрести кобылу, а тот сомневался – не блажь ли это? Но в конце концов сдался – не смог любимой дочери отказать, хоть та и не аленький цветочек просила. Сельская амазонка теперь от Мани без ума, сейчас ее особенно бережет, ведь через два месяца та подарит ей жеребенка.
Все родители боятся за своих детей – какими они вырастут, не попадут ли в дурную компанию, не соблазнятся ли алкоголем и наркотиками? За Лиду родители спокойны – нет у нее времени на глупости. Даже на дискотеку некогда сходить? Девочка улыбается: «А вот потанцевать я люблю». При этом достаточно равнодушна к косметике, лишь коротко остриженные ногти покрыты неярким лаком. Ее шестилетняя племянница другая. Внимательно рассмотрев меня, сразу попросила: «Дай помаду губы накрасить». «Лида, а ты в этом возрасте, говорят, уже коров доила». – «Вика не так привязана к природе, она до трех лет в городской квартире жила».
Казалось бы, путь любительницы животных и сельского простора легко прочитывается – куда как не в сельхозинститут поступать? Но Лида Казыдуб мечтает о другом – хочет учиться в школе милиции. Правда, если судьба вернет эту девочку с погонами в сельскую местность, она по-прежнему будет скакать на лошади, доить коров и кормить кур. Говорит, что это необыкновенное счастье – за жизнью животных наблюдать.
Автор: Галина КУШНАРЕВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»