Сведут к прозрачности
В последнее время можно часто услышать мнение об улучшении инвестиционного климата края. В значительной степени этому способствовала федеральная программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года.
В последнее время можно часто услышать мнение об улучшении инвестиционного климата края. В значительной степени этому способствовала федеральная программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года.
Некоторые издания Приморья называют данную программу “мертвой”, аргументируя это тем, что федеральный бюджет выделяет слишком мало средств на ее реализацию. Председатель комитета экономического развития администрации Приморского края Вячеслав Андреев в корне не согласен с таким определением. По его мнению, она достаточно неплохо выполняет возложенную на нее функцию – увязывает все инвестиционные процессы Дальневосточного федерального округа воедино. Иначе говоря, программа выступает как индикатор социально-экономического развития всех субъектов Дальнего Востока.
Другое дело, что и как по ней реализуется. По словам Вячеслава Андреева, в прошедшем году по программе предполагалось финансировать 117 приморских объектов. Однако из них только 38 получили реальную финансовую поддержку. Здесь следует отметить один существенный момент. Как уже отмечалось выше, федеральный бюджет выделяет незначительную сумму (за прошлый год лимит инвестиций составил 84 миллиона рублей). Зато порядка 4,5 миллиарда рублей было направлено из источников такой крупной компании, как МПС, и внутренних средств предприятий, которые и являются объектом вложений инвестиций.
Отсюда можно сделать вывод, что прошлогоднее внимание государственных корпоративных инвесторов акцентировалось на транспортном комплексе края. Общий объем вложений в него составил около 4 миллиардов рублей. Так, за счет средств Министерства путей сообщения РФ шла реконструкция станции Находка-Восточная, произведена электрификация железнодорожного участка Бикин - Уссурийск. Кроме того, было направлено порядка 280 миллионов рублей в порт Восточный.
Владивостокский морской торговый порт инвестировал 143 миллиона рублей в развитие своих производственных мощностей. Свыше 5 миллионов было направлено на создание единой автоматизированной системы управления движением судов в заливе Петра Великого. Отличилась и компания “Владивосток Авиа”. Она 2,3 миллиона рублей собственных средств потратила на аэродромные покрытия. А ОАО ГНК “Дальполиметалл” вложил 15,5 миллиона в развитие горной базы.
Что касается инженерной инфраструктуры (объекты водоснабжения и защиты от наводнений), то эта часть программы как раз и финансировалась федеральным бюджетом. 53 миллиона рублей использовано на реконструкцию Богатинского гидроузла и ряда объектов в Спасске-Дальнем, Находке и Партизанске.
В нынешнем году МПС продолжит вкладывать деньги в развитие припортовой инфраструктуры. Собирается подключиться к программе и еще один монополист – РАО “ЕЭС России”. Чубайсовская компания намерена финансировать в этом году строительство высоковольтной линии (500 киловольт) Приморская ГРЭС – Хабаровская ГРЭС. По мнению энергетиков, это позволит включить объекты сетевого хозяйства на севере Приморья в единую энергетическую систему Дальнего Востока.
Тратится и краевой бюджет. В текущем году на софинансирование власти запланировали выделить 114 миллионов рублей. Эти средства пойдут прежде всего на реализацию губернаторской программы “Обеспечение питьевой водой населения края” и защиту от наводнений таких населенных пунктов, как Владивосток, Спасск-Дальний, Партизанск, Находка, Уссурийск и др.
Но как бы эффективно ни работала программа для Приморья, есть вероятность того, что в ближайшем будущем произойдет ее переоценка. Министерство экономического развития и торговли России уже изъявило желание пересмотреть основные пункты документа. В мае-июне в Москве на уровне Центра стратегических разработок должно состояться заседание, на котором предполагается подкорректировать программу. Что имеется в виду?
Перво-наперво резко сократится количество объектов социального значения. Другими словами, всякие там водокачки и дамбы, не приносящие экономике края ощутимой пользы, будут исключены из перечня. Либо их останется минимальное количество и только те, которые действительно важны с социальной точки зрения.
Затем после всех исключений задачей номер один краевой администрации станет определение приоритетных объектов, то есть рентабельных и окупаемых. Здесь, скорее всего, не будет никаких отличий от экономических интересов Кремля, так как в поле его деятельности по-прежнему на первом месте развитие ТЭКа, транспорта, приграничной инфраструктуры и рыбного хозяйства. Только в этом случае федеральный бюджет выдаст больше средств.
Однако, чтобы привлечь “московские” деньги, краю еще нужно доказать, что речь идет именно об объектах федерального значения (яркий тому пример - Некрасовский путепровод). К тому же всегда существует опасность нерационального использования финансов. Чтобы не происходило таких коллизий, в крае сейчас работает комиссия, в задачу которой входит дать объективную оценку использования федеральных средств, начиная с 1996 года (с того момента, когда начала работать программа), и заодно оценить эффективность программы для Приморья. Параллельно проверяется роль других структур в контроле над финансами, идет работа с предприятиями, которые участвуют в программе. Будут определяться и проблемные точки: что необходимо решить на федеральном, на региональном и на законодательном уровнях.
Таким образом, все идет к тому, что механизм финансирования программы станет прозрачным. Краевая администрация в этих обстоятельствах определит приоритеты - чтобы успеть внести ключевые объекты в федеральный бюджет на следующий год. И здесь необходима поддержка наших законодателей.
Автор: Андрей САКУН, специально для «В»