Всевидящее государево око
Сегодня исполняется три года с того дня, когда президент страны подписал указ о введении института полномочных представителей президента в семи федеральных округах. Полпредом президента в Дальневосточном федеральном округе был назначен генерал Константин Пуликовский.
Сегодня исполняется три года с того дня, когда президент страны подписал указ о введении института полномочных представителей президента в семи федеральных округах. Полпредом президента в Дальневосточном федеральном округе был назначен генерал Константин Пуликовский.
Три года - достаточный срок, чтобы понять, состоялся ли новый институт власти, каковы его недостатки и сильные стороны.
Став президентом России, Владимир Путин провозгласил стратегической задачей своего президентства укрепление государства в лице всех его институтов и уровней власти, поскольку без решения этой ключевой проблемы невозможно было достичь успехов ни в экономике, ни в социальной сфере. Для реализации такой задачи предстояло очень много сделать. Не последнюю роль в этом играли соответствующие задачам инструменты власти.
Всем хорошо известно, что численность федеральных чиновников в регионах России выше численности региональной власти. Полмиллиона федеральных чиновников работают за пределами Москвы. В этой связи президент понимал, что россияне вправе были задать ему вопрос: зачем нужен новый институт власти - полномочные представители президента, когда у нас и так государство присутствует везде? Не являются ли полпредства еще одним уровнем бюрократической пирамиды?
Если исходить только из количественного роста чиновников за счет новой структуры власти, основание для критики президента есть. Но все дело в том, что президент не мог в должной мере опираться на старых представителей центральной власти на местах, ибо последние в силу российской специфики были включены в те или иные местные структуры и системы, активно влияющие на их взгляды. Президенту же был нужен такой орган центральной власти, который смотрел бы на все происходящее в регионах глазами президента и структурно входил бы в его администрацию.
Назначение Константина Пуликовского полпредом в Дальневосточном федеральном округе вызвало отнюдь не однозначную реакцию. Негативное отношение вслух не озвучивалось, но и особой радости никто не демонстрировал. В кулуарных разговорах высказывались сомнения в способности генерала - «слуги царю, отца солдату» - понять острейший клубок проблем дальневосточных территорий.
Десять лет рыночного строительства с российской спецификой полностью разбалансировали некогда единый хозяйственный комплекс, каким был когда-то Дальневосточный экономический регион. Межрегиональные связи были утрачены. Между тем железнодорожный транспорт, энергетический комплекс, рыбная и лесная отрасли могут эффективно развиваться только в границах всей территории.
Самые пагубные последствия первых лет рыночных преобразований были не только в том, что субъекты Федерации удалялись друг от друга, каждая территория выживать собиралась самостоятельно по принципу осажденной крепости, но и в том, что весь Дальний Восток становился действительно «далеко от Москвы».
Особого разговора заслуживает законотворческая деятельность в субъектах Федерации. Сложилась крайне опасная ситуация, когда главы региональных администраций стали наплевательски относиться к тому, что они – часть Российской Федерации. Каждый считал себя важнее остальных, а о том, что у нас общая Конституция, вспоминали только по большим праздникам. В 2000 году генеральная прокуратура обнаружила в стране и в Дальневосточном округе, в частности, более 20 тысяч региональных законов и распоряжений, нарушающих федеральное законодательство или противоречащих ему.
Оценивать работу института полномочного представителя президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе достаточно сложно. Для широкой общественности тайной за семью печатями остается механизм воздействия полпреда на губернаторов. Мы не знаем, о чем под грифом «секретно» сообщается ежеквартально президенту страны в докладе «Об обеспечении национальной безопасности, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе».
Можно только догадываться, как удалось полпреду за короткий срок сменить почти всех, за исключением Чукотки, начальников УВД в дальневосточных субъектах Федерации.
Вместе с тем есть у полпредства дела совершенно очевидные, которые позволяют объективно оценить его работу.
Прежде всего ему удалось в основном привести в соответствие нормативные акты, принятые субъектами Федерации в нарушение Конституции России.
Сделаны первые шаги по объединению дальневосточных территорий в единое экономическое пространство. Впервые за многие годы удалось собрать всех губернаторов в координационном совете руководителей исполнительной власти регионов для обсуждения межрегиональных проблем.
Полпредство сумело восстановить уровень и статус федеральной власти на местах. Во многом это удалось сделать благодаря праву обязательного согласования с полпредством назначения на все должности руководителей территориальных федеральных органов исполнительной власти. Не секрет, что за 10 лет ослабления государственности министерства и ведомства бросили свои структуры на местах на самовыживание, а мудрые губернаторы их подгребли под себя.
Есть все основания утверждать, что полпредство нарушило сложившуюся порочную систему взаимоотношений центра и регионов, оставшуюся в наследство от первого президента России, - выбивание финансирования территорий через подарки, презенты, а иногда и прямого «отката» со стороны федеральных чиновников.
Контроль за соблюдением федеральных законов переведен в плановый режим в тесном взаимодействии с органами юстиции, прокуратуры и судами.
Вместе с тем, и об этом тоже стоит сказать, полпредству не удалось наладить должного взаимодействия с ассоциацией «Дальний Восток и Забайкалье». В Сибирском и Уральском федеральных округах такое сотрудничество есть.
Оставляет желать лучшего и работа полпредства с губернаторами по взаимодействию территорий на благо всего Дальнего Востока. Достаточно вспомнить отношение сахалинского губернатора к проблеме газификации субъектов Федерации или недоразумения по поводу дележа рыбных квот или раздела акватории рыболовства в прибрежных водах.
Не дошли руки у полпредства до контроля за законотворческой деятельностью в муниципальных образованиях. Там только на уровне уставов масса несоответствий Конституции Российской Федерации.
Хотелось бы и большей открытости в деятельности института полномочного представителя президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.
Административная реформа, начатая Владимиром Путиным, - безусловно объективная потребность времени. Региональному всевластию местных лидеров должен быть противопоставлен мощный властный ресурс, иначе наша страна может окончательно утратить политическое единство и экономическую управляемость. В этом смысле создание семи федеральных округов и перераспределение властных полномочий – решение своевременное и верное. Прошедшие три года - тому подтверждение.
Автор: Виктор СМОЛЯК, специально для «В»