Находка для шпиона

…В ничем не примечательный апрельский день от российско-китайской границы в глубь северных районов Приморья направились две группы загадочных лиц. Штатская одежда отличала их от пограничников и охотников, а некоторая «закопченность» внешнего вида говорила о том, что незнакомцы не первый день движутся по пересеченной местности.

6 май 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1352 от 6 май 2003

…В ничем не примечательный апрельский день от российско-китайской границы в глубь северных районов Приморья направились две группы загадочных лиц. Штатская одежда отличала их от пограничников и охотников, а некоторая «закопченность» внешнего вида говорила о том, что незнакомцы не первый день движутся по пересеченной местности.

Странные туристы, видимо, были плохо знакомы с расположением населенных пунктов и дорог, однако надеялись на общительность местных жителей. Спрашивая дорогу, путешественники попутно интересовались местонахождением воинских частей, возможностью скрытно попасть в ближайшие райцентры или, напротив, пробраться мимо пограничников в Китай.

В советской детективной повести загадочные пришельцы наверняка не ушли бы дальше первого встречного или, в крайнем случае, первой деревни. Однако описанное выше происходило не в книге, а в реальности, и не полвека назад, а в апреле 2003 года. Ни один оказавшийся на пути диверсантов человек не среагировал на явно подозрительные расспросы, не сообщил ни в милицию, ни в сельсовет и тем более не сделал попытки установить личности незнакомцев.

НА ГРАНИЦЕ ТУЧИ ХОДЯТ ХМУРО

К счастью, обе диверсионно-разведывательные группы были учебными. Тихоокеанское региональное управление Федеральной пограничной службы и управление Федеральной службы безопасности по Приморскому краю проводили учения по нейтрализации условного противника, двигавшегося со стороны Китая в глубь северного Приморья. Одной из основных задач было «обновление системы привлечения жителей приграничных сел» к прикрытию государственной границы.

Несмотря на то, что администрации этих сел предварительно провели с населением соответствующий инструктаж, бдительность приграничных жителей оказалась ниже всякой критики. Более того, нередко на свои вопросы о расположении воинских частей, режиме охраны границы, возможностях ухода в КНР и т. д. псевдодиверсанты получали самые подробные ответы. Некоторые приморцы даже помогали «интуристам» продуктами, давали советы по безопасному переходу границы, предостерегали от нежелательных встреч с пограничниками и милицией. А когда учебные группы, пройдя около 12 километров, добрались до трассы Владивосток - Хабаровск, на них никакого внимания не обратили ни водители-частники, ни даже отдельные представители дорожно-патрульной службы – последним с лихвой хватало и прямых обязанностей по контролю за автопотоком. Некоторую бдительность проявили разве что железнодорожные обходчики, но тем дело и ограничилось.

ЛУЧШЕ ПЕРЕБДЕТЬ…

«Подобных учений мы не проводили уже давно, - рассказывает Александр В., заместитель руководителя регионального спецподразделения ФСБ. - В прежние времена реакция населения значительно отличалась от сегодняшней. Были даже попытки напасть, задержать «диверсантов» - это я испытал на себе. Произошедшая деидеологизация общества «вымыла» из сознания людей и патриотизм, однако этого происходить не должно – ведь надежность границы напрямую влияет на безопасность. Мы ни в коем случае не провоцируем шпиономанию, но появление явно подозрительных лиц в приграничных районах должно вызывать адекватную реакцию».

К слову, о «шпиономании»: недавно директор ФСБ России Николай Патрушев заявил об активизации зарубежных спецслужб в поисках российской секретной информации и о возбуждении в Приморском крае уголовных дел по фактам шпионажа («В» об этом уже сообщал). В то же время очевидно, что у правоохранительных органов хватает хлопот и без шпионов – кто не слышал о процветающих в Приморье контрабанде, браконьерстве, незаконном экспорте бесценных даров тайги? А ведь это тоже угроза национальной безопасности.

Сотрудники ФСБ считают, что необходима и законодательная база, которая позволяла бы поощрять население за помощь государству в охране границы. Ведь на голодный желудок патриотом быть трудно. И не секрет, что для многих сельских жителей незаконный промысел стал способом выживания.

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»