Новый «Идиот»

Телеканал “Россия” объявил о том, что главный проект этого года сдан под ключ и готов к запуску в эфир. Сразу после праздников, с 12 мая, все население Российской Федерации сможет насладиться просмотром нового сериала - десятисерийной экранизацией романа Ф. М. Достоевского “Идиот”. Можно смело утверждать, что показ этого сериала станет событием не только для съемочной группы и программной дирекции канала. Впервые за постсоветскую историю телефильмов на экранизацию классического романа было потрачено столько денег, привлечено столько звезд и вложено столько усилий. Результат стоит того.

6 май 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1352 от 6 май 2003

Телеканал

“Россия” объявил о том, что главный проект этого года сдан под ключ и готов к запуску в эфир. Сразу после праздников, с 12 мая, все население Российской Федерации сможет насладиться просмотром нового сериала - десятисерийной экранизацией романа Ф. М. Достоевского “Идиот”. Можно смело утверждать, что показ этого сериала станет событием не только для съемочной группы и программной дирекции канала. Впервые за постсоветскую историю телефильмов на экранизацию классического романа было потрачено столько денег, привлечено столько звезд и вложено столько усилий. Результат стоит того.

Страсти Настасьи Филипповны и грустная история князя Мышкина всегда привлекали кинематографистов, этот роман снимали лучшие режиссеры - от Ивана Пырьева до Акиры Куросавы. Но, пожалуй, новой киноверсии романа можно с уверенностью обещать куда более внушительный охват аудитории. Как известно, многое - и в кино тоже - решают деньги, а в этом проекте их было немало. Гендиректор

“России” Антон Златопольский точных цифр дать не захотел, но признался: “Идиот” снят по верхней планке”. Если за верхнюю планку взять ту же “Бригаду”, то речь идет о двухстах - двухстах пятидесяти тысячах долларов за серию. Есть у “Идиота” и другие достоинства.

Режиссер Владимир Бортко в отличие от своих предшественников снял свой мини-сериал не только о Настасье Филипповне и ее мужчинах. Как говорит он сам:

“В основном и кино, и театральные постановки основаны на первой и третьей книгах романа, то есть на любовной истории. Но помимо этого есть еще две трети романа, где Достоевский пишет о сложных вещах”. “Сложные вещи” у Бортко сняты настолько изящно, что съедаются легко даже усталым и не желающим никаких философий глазом. Так что нелюбители вникать в причины мироздания могут не опасаться, что им в качестве вечернего развлечения (а сериал пойдет в прайм-тайм) подсунут поучительную проповедь. И во многом легкость эта обеспечивается за счет действительно фантастической игры актерского состава.

Вероятно, слухи о зверствах, которые чинит режиссер Бортко на съемочной площадке, имеют под собой какое-то основание: другими способами заставить спеться такое количество звезд не просто сложно, но почти невозможно. Князь Мышкин - Евгений Миронов. В титрах идет выделенным шрифтом, режиссером и даже своими коллегами называется не иначе как

“гений”, “гениальнейший”, “лучший актер всех времен и народов”. Он играет и в самом деле так, что в мгновенном порыве хватаешься за простыню, потому что обычный носовой платок не вместит всех слез, которые Миронов - Мышкин выжимает из не подготовленного к такой игре зрителя. И этот зритель уже к исходу первой серии осознает, если раньше не знал, что Миронов - действительно великий актер и что “Идиота” давно надо было снять. Для него. Под него. Ему, правда, тоже пришлось подстроиться под фильм. Как говорит Миронов, “в книге князь - молодой, очень худенький человек. Вот и я похудел на десять килограммов”. Миронов, как свидетельствуют очевидцы, работал по двадцать часов в сутки, заучивал десятки страниц текста и терял килограмм за килограммом. Настасья Филипповна - Лидия Вележева, бывшая на “России” “воровкой”, а на Первом канале - “знатоком, ведущим следствие”.

Прочих играют тоже только звезды. Есть Владимир Машков (Рогожин), который и не в гриме идеально соответствует описанию этого более чем характерного персонажа Достоевского. Есть Инна Чурикова, чуть-чуть похожая на свою же, но постаревшую и смягчившуюся Вассу Железнову из старого фильма, но все равно изумительная. Есть Олег Басилашвили, Алексей Петренко, Владимир Ильин, Александр Лазарев-младший, Михаил Боярский и Андрей Смирнов. На захват еще одной части телеаудитории поставлена олимпийская чемпионка и ведущая

“Слабого звена” Мария Киселева, которая играет Варю и делает это - для дебютантки - прямо скажем, неплохо. Каждый из этих людей сам себе кумир и центр мироздания, но здесь им удалось превратиться в слаженную команду, где никто не тянет одеяло на себя, никто не переигрывает и все играют в пользу одного человека - Миронова. То есть в пользу фильма.

И хотя в начале съемок Евгений Миронов кричал Владимиру Бортко, что тот не может снимать

“Идиота”, потому что “слишком нормальный”, фильм получился. Этот “Идиот”, вне всякого сомнения, относится к разряду тех проектов, что не просто становятся успешными, но превращаются в явление. Которое вызовет такой же, если не больший, интерес, как предыдущий глобальный проект канала - сериал “Бригада”. Может, только полемики вокруг будет поменьше - Достоевский все-таки.