Желтая подводная лодка

В минувшую субботу официальное китайское информагентство «Синьхуа» передало трагическое сообщение - 70 китайских подводников погибли из-за аварии на борту дизельной подлодки № 361 класса Ming. Это случилось «из-за механических неполадок» в ходе недавних учений в китайских территориальных водах к востоку от острова Нэйчаншань в Бохайском заливе.

6 май 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1352 от 6 май 2003

В минувшую субботу официальное китайское информагентство

«Синьхуа» передало трагическое сообщение - 70 китайских подводников погибли из-за аварии на борту дизельной подлодки № 361 класса Ming. Это случилось «из-за механических неполадок» в ходе недавних учений в китайских территориальных водах к востоку от острова Нэйчаншань в Бохайском заливе.

Центральное военное командование КНР не сообщает практически никаких подробностей катастрофы. Причина гибели людей - неназванная техническая неисправность, возникшая на субмарине. Западные эксперты утверждают, что на лодке мог произойти пожар. Сама субмарина не затонула: ее удалось отбуксировать в порт.

- Все моряки погибли как герои, это тяжелейший инцидент, - говорится в соболезновании председателя Центрального военного совета КНР Цзян Цзэминя, направленном родным погибших. В министерстве обороны Китая тоже подчеркивают, что это одна из самых драматичных катастроф в истории страны.

Появление даже этой скупой информации беспрецедентно для китайских военных, привыкших скрывать свои неприятности. Сообщение появилось на фоне споров об ответственности китайских властей за недавние попытки утаить данные об эпидемии атипичной пневмонии, распространяющейся ныне в материковом Китае и сопредельных территориях. Видимо, официальный Пекин решил на этот раз поведать о гибели моряков до того, как люди узнают об этом из Интернета или зарубежных СМИ.

Как сообщили

«В» специалисты Тихоокеанского флота, китайская дизель-электрическая подводная лодка типа 035 класса Ming копирует по своей схеме российскую подлодку проекта 641 класса Romeo. В свою очередь, наша субмарина - копия немецкой лодки времен второй мировой войны класса-21 U-boat, разработанной еще в 1944 году. После победы СССР практически полностью позаимствовал не только техническую документацию, но и конвейерную технологию производства этих кораблей. До трагедии с китайской подлодкой был зафиксирован всего один несчастный случай с субмариной аналогичного класса - 11 января 1962 года в городе Полярном сдетонировал боезапас на лодке Б-37. Погибли 120 моряков. Последняя ПЛ класса Romeo списана в российском флоте в 1994 году.

В советские времена корабли этого класса поставлялись в Египет, Болгарию, Алжир и Сирию. Китай и Северная Корея строили такие лодки по советским чертежам на собственных кораблестроительных заводах.

Коротенькое сообщение о морской трагедии содержит в себе много загадок. Хотя все люди погибли, лодка не затонула. Судя по всему, речь идет о гибели моряков от удушья из-за пожара или утечки хлора из аккумуляторных батарей. К тому же штатный экипаж китайской подлодки устаревшего проекта 035 (по классификации НАТО, тип Ming) составляет лишь 55 человек, а на борту было 70. Эксперты канадского аналитического центра KANWA, сравнившие трагедию с недавней гибелью российского атомохода

«Курск», полагают, что «лишние» 15 человек могли участвовать в испытании нового вида оружия, которое закончилось трагедией. Это могли быть также показательные учения, в ходе которых на борту лодки оказались стажеры или проверяющие.

Автор: Алексей ВАЛЕРЬЕВ, «Владивосток»