За что борется «Жизнь»?

На днях во Владивостоке прошла конференция, на которой были подведены итоги работы в нашем крае программы по профилактике рискованного поведения «Стиль-2000. Здоровый выбор». Программу, разработанную в Санкт-Петербурге, привезла в край и внедряла владивостокская молодежная общественная организация «Жизнь».

29 апр. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1349 от 29 апр. 2003

На днях во Владивостоке прошла конференция, на которой были подведены итоги работы в нашем крае программы по профилактике рискованного поведения «Стиль-2000. Здоровый выбор». Программу, разработанную в Санкт-Петербурге, привезла в край и внедряла владивостокская молодежная общественная организация «Жизнь».

Итоги впечатляют. Елена Войтовская, председатель совета «Жизни», привела такие цифры: менее чем за год обучено 40 команд, в целом программой охвачено более 7000 подростков Приморья, выпущены информационные буклеты и видеокассеты, которыми снабжены все участники программы.

Но главное даже не в этом. Как сказал директор краевого центра по борьбе со СПИДом Николай Березкин, читать подросткам лекции с ужасающей статистикой и прочими страшилками просто бессмысленно. Нужны другие пути работы, и ложится она на плечи общественных организаций, людей неравнодушных. Генеральный консул США во Владивостоке Памела Спратлен продолжила эту мысль: «Когда я думаю, что тысячи молодых людей в Приморье благодаря программе узнали, как можно защитить себя от ВИЧ, наркомании и других заболеваний, то понимаю, что грант комиссии по демократии госдепа США попал в правильные руки. Это очень непросто – говорить с молодыми людьми, уверенными в своей неуязвимости и бессмертии, о болезнях. Ваша работа – работа на будущее».

Что такое «рискованное поведение», наверное, долго объяснять не надо. Владимир Степанов, учитель вечерней школы из Фокино: «Сказать, что наши ученики – сложные ребята, значит, сильно преуменьшить. Хронический алкоголизм для нас – привычное явление. Наши девочки – резервный запас фирм досуга в краевом центре. Когда мы ехали на тренинги, особого энтузиазма не испытывали. Но по возвращении начали работать, хотя, честно скажу, не сразу встретили понимание. Но после нескольких занятий! Одна из моих учениц, алкоголичка, между прочим, не пьет уже довольно долго. Ребята горят энтузиазмом, мы проводили несколько показательных тренингов у наших шефов - военных моряков. Они были в восторге!».

«Да, - вторит ему Александр из Черниговки. – Мы сначала в своем селе проводили тренинги, а потом стали обзванивать соседние поселки, предлагали прислать участников. Так вот директор одной из школ Сибирцево нам сказал: я не могу вам прислать двух человек. Мы расстроились: почему? Потому что, ответил он, у меня два класса хотят, 60 человек. Приезжайте к нам и работайте на нашей базе».

«Программа «Стиль-2000», - говорит Елена Войтовская, - зацепила нас тем, что не только исчерпывающе рассказывает о ВИЧ-инфекции и наркомании, но и отвечает на вопросы, которые волнуют молодых людей: гигиена, половая жизнь, конфликты, умение сказать «нет» в трудной ситуации. Она рассчитана на небольшие коллективы, построена на играх, никаких лекций. Бывало, приезжали к нам серьезные люди, учителя, доставали ручки и тетрадки – конспектировать готовились. Мы им говорили: так, убираем все это, надеваем удобную одежду, сейчас мы ползать будем».

Активисты «Жизни» хорошо понимают, что детского энтузиазма надолго не хватит, если его не подпитывать ответственностью взрослых. Поэтому проводят тренинги для учителей, врачей – дорога никому не заказана. В Спасске-Дальнем продвигать программу взялись врач-венеролог с сыном, в Артеме – специалисты тамошнего филиала ВГУЭС… Ольга Лифонина, завуч владивостокской средней школы № 9 объяснила этот феномен так: «Нам говорят: школа должна бороться с наркоманией, учителя должны бороться...… «Жизнь» была первой, кто сказал: мы можем вам помочь, мы не можем сидеть спокойно, когда нашим детям грозит опасность. Тренинги в нашей школе проходят уже несколько лет. Ребята, имевшие проблемы с общением, научились преодолевать их, научились говорить «нет», высказывать свое мнение и отстаивать его, многие продолжили работать в школьной волонтерской организации. Роман Дорохов, Николай Подкаура сами уже ведут тренинги».

Конечно, активисты «Жизни» видят мир отнюдь не в розовых очках и понимают, что работы им еще – непочатый край. Но в круг общения одного подростка входят от 20 до 30 человек. Если обучить хотя бы одного человека из этого круга, правильную, жизненно важную информацию получат тысячи! Елена Юрьевна, Ольга Пестова мечтают о создании подросткового образовательного центра. Все есть – сотрудники, программы, идеи. Нет только помещения. Может, кто откликнется?

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»