Форт цесаревича Алексея берут в окружение
Прямо под боком у форта № 7, который носит имя наследника цесаревича Алексея и входит в состав Владивостокской крепости, памятника не только российского, но и мирового звучания, заложены несколько фундаментов под будущие коттеджи. И это только начало. Здесь «нарезаны» несколько десятков земельных участков для индивидуальных застройщиков. Старая крепостная дорога, которая напрямую ведет к форту, перекрыта и перерыта.
Прямо под боком у форта № 7, который носит имя наследника цесаревича Алексея и входит в состав Владивостокской крепости, памятника не только российского, но и мирового звучания, заложены несколько фундаментов под будущие коттеджи. И это только начало. Здесь «нарезаны» несколько десятков земельных участков для индивидуальных застройщиков.
Старая крепостная дорога, которая напрямую ведет к форту, перекрыта и перерыта.
Пока всерьез обеспокоены всем происходящим только работники бывшего научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры администрации Приморского края (в апреле этого года центр, существовавший 12 лет, официально ликвидирован, его функции переданы управлению культуры администрации края) да знатоки Владивостокской крепости. И те, и другие положили немало сил, чтобы привести памятник фортификационного зодчества в порядок и открыть его для туристов.
Примечательный факт: три года назад городские власти обратились с ходатайством в администрацию Приморья отдать в их собственное распоряжение все объекты Владивостокской крепости. Это более ста сооружений. Они клятвенно заверяли, что обеспечат их полную сохранность. На этих условиях во «владение» городских властей перешли пока четыре объекта. На базе форта № 7 было создано муниципальное унитарное предприятие «Владивосток-рекреационный» (директор С. Попов). Город вложил немалые средства и привел в порядок старую крепостную дорогу. И правильно сделал, потому что на форт № 7 буквально обрушился шквал туристов - как своих, отечественных, так и зарубежных. Это сейчас один из самых популярных экскурсионных объектов города, непонятно, какая нужда теперь заставляет ставить вплотную под старыми крепостными стенами современные коттеджи.
Причем история форта № 7 во многом уникальна.
- Это отнюдь не типовое инженерное сооружение, - рассказывает краевед Владимир Калинин, один из авторов книги «Крепость Владивосток». - Форт № 7 демонстрирует те приемы, которыми пользовалась русская фортификационная школа после русско-японской войны 1905 года. Здесь имеются довольно интересные тоннельные казармы, контрминные галереи, центральный наблюдательный броневой пост.
Проектировал и строил этот объект военный инженер подполковник В. С. Торопов, который в свое время также возводил форт № 9 в крепости Ковно и привез с собой большую группу рабочих, техников, подрядчиков, настоящих мастеров своего дела. Работы велись в течение почти шести лет, начиная с 1910 года. Во Владивостоке живут потомки первых строителей форта, а в Санкт-Петербурге - дочь Торопова, ей уже за девяносто.
Форт № 7 печально знаменит еще тем, что в тридцатые годы здесь, в тоннельной казарме, содержались заключенные ОГПУ, а во рву, судя по всему, их расстреливали. Бетонные стены до сих пор хранят многочисленные следы винтовочных пуль. К слову, в Прибалтике, в тороповском форте № 9, где в годы войны содержали заключенных, сейчас открыт музей жертв фашизма.
До форта мы все-таки добрались, по объездной разбитой дороге, минуя мусорные кучи, завалы вывороченных с корнями деревьев-великанов, мимо строящегося собачьего питомника, домика бомжа с «памятной» доской, уведомляющей, что это частная собственность некоего Ковалевского. Над бетонной громадиной с картонной иконкой Казанской богоматери у входа и свежевыкрашенным орудием привольно развевался Андреевский флаг. Рядом, в нескольких метрах, высился железный частокол, обозначающий владения нового соседа – товарищества индивидуальных застройщиков «Славянская», на его территории оказался фундамент опоры крепостной канатной дороги, которую еще недавно показывали туристам.
- Впервые разговоры о строительстве коттеджей на территории, прилегающей к форту № 7, на ул. Лесной, начались еще около десяти лет назад. Хотя согласно закону «Об охране и использовании памятников истории и культуры» на территории исторического объекта запрещается всякое строительство, тем более капитальное, за исключением тех работ, которые связаны с жизнеобеспечением памятника, или регенерации его исторической среды. В неприкосновенности должны также сохраняться все исторические дороги.
В архиве бывшего НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры администрации края хранится толстая папка протестов и предписаний, направленных центром в адрес городских чиновников и заказчиков.
Тем не менее товариществу «Приволье» переданы 29 земельных участков на ул. Лесной, общей площадью 2,7 га. В бессрочное пользование (постановление № 1246 от 23.06. 2000 г.)
По закону все проекты планировки и застройки в историческом городе, которым является Владивосток, должны начинаться с проекта охранных зон и пройти согласование в соответствующих инстанциях. НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры администрации края, наделенный в то время этими полномочиями, своего согласия не давал. Больше того, Владивостокская крепость – памятник федерального значения, поэтому все действия, которые предпринимаются в отношении него, требуют особого согласования в Министерстве культуры РФ. И наконец, в ноябре прошлого года Министерство культуры РФ утвердило охранные зоны форта № 7, а вместе с ним литера «Z», саперного редута № 4 и памятников истории острова Елена.
В разговоре с журналистами газеты «Владивосток» С. Дарькин пообещал разобраться с развернувшимся наступлением коттеджей на Владивостокскую крепость. К сведению, в декабре прошлого года губернатор Приморья подписал постановление об использовании городских земель Владивостока, с тем чтобы разобраться со строительным беспределом, который творится в пригородных лесах Владивостока.
А вот как поясняет ситуацию, сложившуюся в районе форта № 7, администрация г. Владивостока. Ответ газета приводит дословно:
«Постановлением главы администрации от 24.09.2002 г. (№ 1800) «О предварительном согласовании ООО «Востокпроекттехстрой» место размещения малоэтажного жилого комплекса в районе ул. Лесной» было произведено предварительное согласование места размещения малоэтажного жилого комплекса.
Согласование произведено на основании положительного градостроительного заключения, выданного УАГиГ от 06.02.2002 г. № 265 гр. Выписки из дежурной кадастровой карты (плана) г. Владивостока от 13.03. 2002 г., выданной КРЗУ и генерального плана застройки, согласованного начальником УАГиГ от 05.06. 2002 г.
По данным указанных документов, в согласованную для проектирования малоэтажного жилого комплекса территорию не включены земли особо охраняемых территорий, иные территориальные зоны и другие ограничения (обременения).
Предварительное согласование места размещения малоэтажного жилого комплекса не предусматривает разрешения на проведение строительных работ до принятия соответствующего решения о предоставлении земельного участка под строительство в установленном порядке».
Не стоит комментировать очевидное. Тем более сегодня, когда не только Россия, но и весь мир отмечает День памятников и исторических мест. Неужели во Владивостоке не осталось памятников, которые нужно охранять? Тогда кто должен остановить бульдозер?..
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»