Казна под охраной
В январе этого года Артемовское отделение краевого управления Федерального казначейства претерпело серьезную атаку. Фиксатый мужик, по-зековски загибая пальцы, по-хозяйски ходил по коридору, ломился во все двери, пугая честных финансистов своими вопросами, произносимыми на узнаваемом сленге. Его, конечно, задержали. Но отнюдь не работники милиции, а крепкие ребята в непонятной темно-синей форме - Николай Раич, Евгений Горбунов, Валерий Сычев - как выяснилось, работники ведомственной охраны Министерства финансов России. Подразделения весьма интересного со всех точек зрения.
В январе этого года Артемовское отделение краевого управления Федерального казначейства претерпело серьезную атаку. Фиксатый мужик, по-зековски загибая пальцы, по-хозяйски ходил по коридору, ломился во все двери, пугая честных финансистов своими вопросами, произносимыми на узнаваемом сленге. Его, конечно, задержали. Но отнюдь не работники милиции, а крепкие ребята в непонятной темно-синей форме - Николай Раич, Евгений Горбунов, Валерий Сычев - как выяснилось, работники ведомственной охраны Министерства финансов России. Подразделения весьма интересного со всех точек зрения.
Государственное казначейство на Руси охраняли всегда, но нынешняя служба ведомственной охраны берет начало, пожалуй, с реформ Петра Первого, который, собственно, и создал главную государственную кассу. “Денежный присмотр” затем усиливали Екатерина Вторая, Александр Первый, да и прочие цари тоже. Ну, а о “золотых эшелонах” большевиков времен гражданской войны сняты сотни километров кинопленки.
В период Советской власти служба охраны объектов министерства финансов претерпела массу реформ и реорганизаций. Кстати, был в ее истории и этап, когда казну охраняли бабушки, все дежурство вяжущие чулки-носки, дедушки, читающие сквозь приспущенные очки бесконечно толстые газеты и детективы. Однако идеологическая свобода, полученная нами в результате реформ перестройки, потребовала совсем иного отношения к охране государственного казначейства, которое стало теперь не формальным органом, а главным инструментом финансового обеспечения федеральных структур в регионах. Ведь с коммунистическим режимом пали не только идолы, но и законодательная база, прежде державшая криминалитет в ежовых рукавицах.
В 1994 году Министерство финансов России, устав от “наездов” беспредельщиков, решило укрепить собственную охранную службу. В качестве главного на вооружение был взят постулат – любая работа должна выполняться профессионалами. Именно в связи с ним в 2000 году появилось государственное учреждение “Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации”, чьим подразделением и является 22-й отряд, который охраняет объекты и территорию, а также секреты Управления Федерального казначейства по Приморскому краю.
Первым и ныне действующим начальником отряда стал Юрий Иванович Анисимов. Личность, надо сказать, примечательная. Достаточно сказать, что в органах УВД края он начал служить сержантом, закончил полковником, причем последние годы возглавлял вневедомственную охрану, чтобы понять: “денежный присмотр” организовывает профессионал.
- Да нет у нас, вернее, в помещениях, занимаемых казначейством, никаких денег, - Юрий Иванович разводит руками и очень заразительно смеется. – Секреты есть, люди, которые знают эти секреты, тоже есть, оборудование, территория – вот, собственно, и все, что мы охраняем, если не считать сопровождения некоторых сумм и ценностей. А то, что к нам лезут, так это, наверное, думают, что раз казна – так непременно сейф, набитый долларами.
А лезут на объекты казначейства и в самом деле часто. К примеру, в Камень-Рыболове (Ханкайский район) дежурный Николай Погребняк при обходе прилегающей к казначейству территории обнаружил мешочек с четырьмя боевыми гранатами. Все обошлось, но и поныне Юрий Анисимов размышляет над тем, зачем кому-то надо было проделать брешь в здании. А во Владивостоке ушлые ребята ночью решили вывезти с территории стройматериалы. Уже и через забор перекинули, да, видимо, не учли, что по периметру установлены камеры, и дежурный просто забавлялся, наблюдая по монитору бесплатный “детектив”. Наблюдал он, впрочем, до поры до времени – воришки были взяты с поличным.
Дежурный этот мог бы справиться и сам, но пост оставлять было нельзя, и потому вызвал милицию. А в том, что вполне мог бы обойтись и своими силами, убедились, когда прошли некоторые тесты, которые задаются желающим устроиться “вахтером” при казначействе. Конечно, сначала смотрят трудовую книжку, вежливо испрашивают рекомендации, направляют на медосмотр, который должен дать один ответ – можно ли вам работать (читай: доверять) с оружием и другими спецсредствами. Но и это еще “семечки”, потому что затем вас попросят поднять раз несколько 24-килограммовую гирю и подтянуться на перекладине. Понятно, что для каждого возраста - свой норматив, но все равно соответствовать надо бы. Если “соплей” повиснете на перекладине, то о самых высоких рекомендациях надо забыть.
Кстати, вот это двоеборье – гиря и перекладина – профессиональный спорт охранников государственной казны, по которым проводятся ведомственные чемпионаты. Наш парень, дежурный из Лесозаводска Виталий Маликов, на зональных соревнованиях в Чите занял первое место. В Москве, на чемпионате всего ведомства, правда, оказался седьмым, но ведь это из 41 претендента – столько сегодня по России отрядов, подобных нашему.
Но и это еще не главное. За всеми вашими попытками устроиться на работу будет очень внимательно наблюдать настоящий полковник без всяких кавычек – Сергей Владимирович Купин. Из армии он уволился с должности командира пулеметно-артиллерийского полка, но в Афганистане был командиром воздушно-десантного штурмового батальона, и наград на его кителе – целый иконостас. Приходите, знакомьтесь, тем более он здесь такой (имеется в виду - прошедший Афган и Чечню) не один.
Нет, сегодня государственную казну охраняют не бабушки-одуванчики. Налетчикам здесь делать нечего, как и тем, кто мечтает о легком хлебе обычного вахтера.
Автор: Евгений ИЗЪЮРОВ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»