«Владивостокъ» выписывала императорская семья

В этот день, 17 апреля (по старому стилю), 120 лет назад вышел в свет первый номер газеты «Владивосток». В колонке от редактора, помещенной на первой странице, Николай Варламович Соллогуб, редактор и издатель, писал: «…Мы освобождаем себя от широковещательных программ. Скажем коротко: сделаем, что можем. Столбцы газеты открыты для всякого правдивого слова, ведущего ко благу края…». Согласитесь, достойная во все времена гражданская позиция газеты. Ее по большому счету разделяет и нынешняя редакция газеты «Владивосток», которая считает себя духовным правопреемником старого «Владивостока».

17 апр. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1343 от 17 апр. 2003

В этот день, 17 апреля (по старому стилю), 120 лет назад вышел в свет первый номер газеты «Владивосток». В колонке от редактора, помещенной на первой странице, Николай Варламович Соллогуб, редактор и издатель, писал: «…Мы освобождаем себя от широковещательных программ. Скажем коротко: сделаем, что можем. Столбцы газеты открыты для всякого правдивого слова, ведущего ко благу края…». Согласитесь,   достойная во  все времена гражданская позиция газеты.
Ее по большому счету разделяет и нынешняя редакция газеты «Владивосток», которая считает себя духовным правопреемником старого «Владивостока».

37-летний редактор не был журналистом по профессии. Он окончил лишь Саратовскую гимназию и курсы телеграфистов.  Его перевели в штаб главного командира портов Восточного океана с Московского центрального телеграфа. Но именно здесь, на далекой окраине России, сбылась его давняя мечта – издавать собственную газету.  Да и ситуация назрела: первым жителям Владивостока приходилось целыми месяцами ждать живого печатного слова и довольствоваться «протухшими» новостями. К слову, военный губернатор А. Кроун еще в 1871 году высказывал предложение создать во Владивостоке собственный печатный орган и  даже получил одобрение монаршей фамилии. Но в те годы не нашлось такого энтузиаста, как Соллогуб. Дело это было многотрудное и неприбыльное. Но Николай Варламович его осилил – он был человек особой закалки. Известна история, когда благодаря его выдержке и находчивости удалось спасти весь экипаж крейсера «Москва», потерпевшего кораблекрушение у берегов Африки (Соллогуб отправился  на нем в  Одессу для покупки типографского оборудования).

Газета «Владивосток» была еженедельной, она выходила практически каждое воскресенье на восьми полосах, где были представлены правительственные распоряжения, городская хроника, коммерческие известия, телеграммы, корреспонденции из разных мест, известия и объявления. Годовая подписка «Владивостока» стоила 10 рублей. Уже на следующий 1884 год газета стала печататься в типографии штаба главного командира портов Восточного океана на новой печатной машине, из-за которой Н. Соллогуб чуть было не поплатился жизнью. На страницах  «Владивостока» появились новые разделы: морской и экономический.

Из архивных документов известно, что примерно в это время контр-адмирал Фельдгаузен после обращения Н. В. Соллогуба возбудил ходатайство в правительстве о назначении из бюджета Морского министерства постоянной субсидии для поддержания газеты. Прошение поддержал генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович, который направил соответствующий доклад императору. В нем, в частности, говорилось: «...С перенесением главных морских учреждений во Владивосток и с развитием там круга деятельности морской администрации явилась потребность в печатном органе, в котором могли бы быть сообщаемы все необходимые к руководству служащих там сведения об ученой, торговой и промышленной деятельности, относящиеся до того края, и сведения о плаваниях наших и иностранных военных и коммерческих судов в Восточном океане. Такой местный полуофициальный орган, способствуя научному знакомству служащих и жителей с положением дел на нашей далекой окраине, был бы в то же время и отголоском ее потребителей. Ввиду сих соображений появление в 1883 году первого номера газеты “Владивосток”, издаваемой Губернским секретарем Соллогубом, было встречено с особым удовольствием как местной морской администрацией, так и морским министерством. Главным командиром портов Восточного океана оказано было редакции этой газеты возможное, по местным средствам, содействие, однако оно далеко недостаточно для обеспечения ее существования, …так как частная подписка покрывает лишь одну треть расходов…

Находя действительно полезным, чтобы в настоящее время …газета эта получила более серьезное развитие…, постановляю испрашивать Вашего Императорского Величества разрешения отпустить в нынешнем году на поддержание издания газеты “Владивосток” одну тысячу рублей из сумм текущей морской сметы, а с будущего 1886 года вносить в смету морского министерства на тот же предмет по 2 тыс. рублей ежегодно”.

Монаршее разрешение было получено.

Надо заметить, что сумма в две тысячи рублей по тем временам была почти астрономическая (для сравнения – корова стоила 10 рублей, семья переселенцев получала 100 рублей, которых хватало на довольно приличное обустройство, наконец, рюмка водки «тянула» на 5 копеек).

К слову, царствующий дом Романовых: наследник цесаревич Николай Александрович, великие князья Александр Михайлович и Алексей Александрович были подписчиками газеты «Владивосток», она регулярно доставлялась в Петербург и читалась от корки до корки.   

Н. В. Соллогуб почти десять лет был редактором «Владивостока» (в 1892 году  редакцию возглавил Николай Ремезов, который выпускал газету до 1906 г., после чего она была закрыта). Последний раз фамилия Соллогуба появилась в газете «Владивосток» 16 мая 1893 года - в некрологе. Он умер за рабочим столом, с ручкой в руке. Было ему в ту пору 47 лет.

Редакция нынешней газеты «Владивосток» решила  установить мемориальную  доску на здании, где вышел в свет первый номер газеты «Владивосток», где жил и умер первый редактор первой городской газеты. Этот парадный кирпичный дом под номером 7 на ул. Пушкинской он строил по собственным чертежам для большой семьи, где росли пятеро детей.

Администрация столицы Приморья поддержала предложение  редакции. Мы рассчитываем на помощь городских служб по благоустройству прилегающей территории и восстановлению фасада дома.

На комиссии по топонимике уже утвержден текст памятной доски. Над барельефом сейчас работает скульптор Георгий Шароглазов. Консультирует проект архитектор Виктор Обертас, известный знаток истории Владивостока, за что газета выражает ему большую признательность. Торжественное открытие мемориальной доски на доме Соллогуба планируется устроить  в июне, накануне 143-й годовщины Владивостока.

Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, «Владивосток», Нелли МИЗЬ, краевед, специально для «В»