Ядерная Япония как следствие иракской войны?

Предстоящий в мае визит министра иностранных дел Японии Йорико Кавагути во Владивосток будет «иметь большое значение». Об этом, как передает ИТАР-ТАСС, заявил посол Японии в России Иссэй Номура.

16 апр. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1342 от 16 апр. 2003

Предстоящий в мае визит министра иностранных дел Японии Йорико Кавагути во Владивосток будет «иметь большое значение». Об этом, как передает ИТАР-ТАСС, заявил посол Японии в России Иссэй Номура.

«Эта поездка, - подчеркнул дипломат, - послужит укреплению двусторонних региональных отношений, мы заинтересованы в расширении связей с российским Дальним Востоком».

Г-н Номура также выразил мнение, что «визит Кавагути будет еще удачнее, если одновременно состоится встреча сопредседателей российско-японской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству».

Кроме возможности заключения мирного договора между Россией и Японией во время визита г-жи Кавагути будут обсуждаться такие животрепещущие вопросы, как ситуация в Ираке, «северокорейский вопрос» и участие Японии в развитии российского Дальнего Востока.

Совпадение иракского и корейского кризисов дало неожиданный эффект в Японии. Там заговорили о необходимости иметь более мощные вооруженные силы, а может быть, и ядерное оружие.

Япония - строго безъядерная страна с конституционными ограничениями на оборону. Это связано как с атомными бомбардировками Хиросимы и Нагасаки 1945 года, так и с поражением Японии во второй мировой войне. Согласно статье 9 конституции страны Япония не может иметь свои вооруженные силы - то есть они там есть, но пришлось назвать их силами самообороны. Япония также не может вести войну за пределами страны.

Правда, ограничения эти добровольные, и ничто не мешает Японии отказаться от них. Но страна совсем неплохо прожила полвека, пользуясь защитой базирующихся на Японских островах американских вооруженных сил и не тратя больших денег на оборону.

Но вот в последние недели там вспыхнула публичная дискуссия национального масштаба: а не приобрести ли у США крылатые ракеты «Томагавк»? (Проблема была в том, что «Томагавки» - явно не оборонительное оружие.)

А ранее, в феврале, министр обороны Сигэру Исиба удивил всех странным заявлением, что страна вправе нанести превентивный удар по Северной Корее, если Пхеньян начнет запуски ракет по Японии. Вдобавок в прошлом году генеральный секретарь кабинета министров Ясуо Фукуда заметил, что «обстоятельства и общественное мнение могут потребовать от Японии обзавестись собственным ядерным оружием».

Вообще-то перед нами очень типичное, почти ритуальное, японское упражнение по зондированию общественного мнения на предмет смены военной и, возможно, внешней политики. Но зачем нужны Японии эти перемены?

В первую очередь в Токио боятся Китая. Постепенно он становится самым влиятельным в экономическом и военном смысле государством в Азии. Но это - угроза отдаленная, а вот Северная Корея - нечто более конкретное. А главное, японцы уже не уверены, что США их защитят. Более того, северокорейский кризис наводит Токио на мысль о том, что нынешняя Америка не отводит от Японии угрозы, а создает их. «Америка - не та, что была раньше. Как партнер она изменилась», - заявляет лидер оппозиционной демократической партии Кацуя Окада.

Постоянная дискуссия в газете «Джапан таймс» показывает, что мысль о том, что Япония уже не нужна Америке для противостояния СССР или Китаю, стала привычной. США явно завязли в своей борьбе с терроризмом, а если точнее - с исламским миром. Говоря попросту, напав на Ирак, Америка - с точки зрения японцев - ослабла, и сейчас в прочих регионах ей нужны такие союзники, которые могли бы сами позаботиться о себе.

Япония, как и все остальные страны Дальнего Востока, в ужасе от американского поведения в Корее. До Джорджа Буша Северная Корея потихоньку сближалась с Южной, начинала рыночные реформы, и это устраивало всех. При Буше этот процесс заморозили на полтора года, после чего администрация США обвинила северокорейский режим в разработке ядерных программ. Программ, которых, по официальному утверждению южнокорейского правительства, не существует.

Весь этот «иракский сценарий» на Дальнем Востоке означает для Японии как минимум экономическую угрозу снижения инвестиций в регион. В общем, при таких союзниках, как сегодняшняя Америка, никаких врагов уже не надо.

Лет десять - пятнадцать назад, в контексте “холодной войны”, хорошо вооруженная, а то и ядерная Япония воспринималась бы в России как серьезная проблема. Но что для нас лучше сегодня - Япония невооруженная, но стратегически полностью зависимая от США, или Япония сильная, зато более самостоятельная в своей политике?

Заметим, что ядерная Франция или ядерная Индия не вызывают у нас особого беспокойства. А вот при мысли о ядерном, скажем, Пакистане мы впадаем в задумчивость. Как сказал в свое время Рональд Рейган, «людей убивает не оружие, людей убивают люди».

Автор: Отдел политики «В»