В Приморье справляют Песах

Сегодня Еврейский религиозно-культурный общинный центр Владивостока в семь часов вечера в конференц-зале на первом этаже здания краевой администрации начнет отмечать самый древний и самый главный иудейский праздник – Песах.

16 апр. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1342 от 16 апр. 2003

Сегодня Еврейский религиозно-культурный общинный центр Владивостока в семь часов вечера в конференц-зале на первом этаже здания краевой администрации начнет отмечать самый древний и самый главный иудейский праздник – Песах.

Откроется вечер концертом местного еврейского ансамбля, который, выступив на недавних, со множеством гостей, национальных праздниках Ханука и Пурим, стал в городе довольно популярным. А после рассчитанного на час концерта впервые в Приморье раввин, специально прибывший из Израиля, проведет седер.

В переводе с иврита седер означает “порядок” и вправду проходит в строго установленном порядке, где каждому действию отведено свое время и место. Согласно традициям предков Песах начинается накануне вечером, когда собираются семьи, гости и читают Агаду – историю чуда исхода евреев из Египта. Ну а день, следующий за пасхальным седером, – это первый день праздника, который на Земле обетованной продолжается целую неделю.

- Справляя Песах, мы отмечаем исход из Египта и переход от рабства к свободной жизни, - пояснил корреспонденту “В” раввин Менахем Раскин. – Причем рассказывать об этих событиях надо так, будто они произошли лично с нами, чтобы живая память об исходе передавалась от поколения к поколению.

Действительно, историческая память евреев на удивление цепка. Поддерживает ее и трапеза, которая венчает седер. В центре стола – маца. Это просто пресные хлебцы. Вкусными их не назовешь. По легенде, когда фараон отпустил рабов-евреев, они так спешили уйти, что взяли с собой едва замешанное, недобродившее тесто. Хлеб, который из него испекли в пути, был сухой и плоский. Символом хлеба бедности и стала маца.

Вокруг нее кладут горькую зелень и хрен, напоминающие о горечи рабства, а также крутые яйца, куриные крылышки и массу из яблок, изюма, орехов, вина и корицы. Эта смесь внешне похожа на глину, из которой евреи в Египте делали кирпичи.

Любопытно, что приглашенный руководителем местного Еврейского центра Владимиром Янкелевичем отметить во Владивостоке Песах израильский раввин – в восторге от нашего города и своих приморских единоверцев.

- Мне хотелось бы работать здесь, - говорит ребе Менахем. – По возвращении в Израиль я намерен получить в раввинате официальное направление в Приморье, взять жену и нашу недавно родившуюся дочку и перебраться во Владивосток. В таком большом городе, краевом центре, непременно нужно открыть синагогу.

Впрочем, до синагоги – как и до мечети - еще дожить надо. Разговоры о необходимости храмов разных конфессий ведутся в крае давно, но их воплощения в практику пока не видно.

Тем временем заметно окрепло национальное самосознание приморских евреев, они возродили многие традиции, а свои праздники стали проводить публично, гостеприимно. Кстати, в честь 55-летия государства Израиль, как известно, провозглашенного в мае 1948 года, возглавляющий Еврейский центр Владивостока Владимир Янкелевич планирует устроить у нас концерт Яна Лебензона. По словам Владимира Юдовьевича, артист, которого люди средних лет хорошо помнят по команде КВН “Одесские джентльмены”,  охотно согласился прилететь в Приморье и выступить 4 мая в Пушкинском театре.