Альбом, которого не было
В историю популярной музыки нынешний год вполне сможет войти как «пробитловский» - слишком уж много информационных поводов связано с группой, распавшейся 34 года назад. Во-первых, в нашей стране наконец-то выступит Пол Маккартни. Во-вторых, осенью планируется переиздание фильма Let It Be в DVD-формате, а буквально в ближайшее время в этом формате наконец-то выйдет документальный фильм «Антология», несколько лет назад показанный по нашему телевидению. И в-третьих и самых главных, должна определиться судьба найденных записей The Beatles.
В историю популярной музыки нынешний год вполне сможет войти как
«пробитловский» - слишком уж много информационных поводов связано с группой, распавшейся 34 года назад. Во-первых, в нашей стране наконец-то выступит Пол Маккартни. Во-вторых, осенью планируется переиздание фильма Let It Be в DVD-формате, а буквально в ближайшее время в этом формате наконец-то выйдет документальный фильм «Антология», несколько лет назад показанный по нашему телевидению. И в-третьих и самых главных, должна определиться судьба найденных записей The Beatles.Как известно, 10 января этого года голландские полицейские в ходе обыска некоего склада близ Амстердама нашли «пятьсот катушек с магнитной лентой» с записями ливерпульской четверки, сделанными в январе 1969-го и похищенными в начале 70-х. По делу арестовано три человека. Вполне естественно, что новость о неизвестных и неизданных песнях The Beatles взбудоражила все средства массовой информации и меломанов всего мира, заговоривших было о «новом альбоме» группы. Но вскоре многие западные СМИ, имевшие доступ к находке, от восторгов перешли к трезвому анализу ситуации.
Американский журнал Rolling Stone опубликовал исчерпывающее исследование о найденных записях - содержании, истории создания и перспективах издания. Эти 500 катушек, согласно Rolling Stone, действительно содержат многие часы рабочих битловских записей, сделанных в ходе создания альбома Get Back в студиях Twickenham и Apple. На пленках содержатся голоса участников группы, звукоинженеров и, конечно, масса музыкального материала - репетиции, варианты песен. Звучит более 300 композиций - по преимуществу кавер-версии песен других исполнителей, в основном отрывками и фрагментами.
«Битлы» как будто вновь превратились в начинающую группу, играющую в гамбургских клубах! Многие композиции, правда, всего лишь неопознанные риффы и секундные фрагменты. Зато среди того, что можно узнать, - просто-таки энциклопедическая подборка мелодий XX века, от True Love Кола Портера до адажио для струнных американского композитора Сэмюэля Барбера (эту пьесу Маккартни наигрывает на фортепиано в ожидании остальных участников группы). Среди своего материала - Don’t Let Me Down, а также Child оf Nature Джона Леннона, которая под названием Jealous Guy вошла в его сольный альбом Imagine, Two оf Us Пола Маккартни (вошла первым номером в альбом Let It Be) и All Things Must Pass Джорджа Харрисона. All Things, позднее вошедшую в одноименный сольный альбом гитариста, здесь можно услышать в нескольких вариантах, причем в одной версии Леннон играет на фортепиано, а в другой Маккартни фальцетом поет припев. Все эти песни хорошо известны, выходили на Let It Be (в сильно измененном, благодаря продюсеру Филу Спектору, виде) или сольных альбомах «битлов», но одну песню с найденных пленок не слышал никто, хотя ее существование никогда не ставилось под сомнение. Песня официально зарегистрирована в 1971 году под названием Suzy Parker, но ее настоящее название - Suzy’s Parlour. По стилю и энергетике это ритмичное рокабилли в духе 50-х и Литтл Ричарда. Композиция могла бы украсить третью часть «Антологии», но к моменту издания пленки с песней еще не были найдены.Среди других любопытных записей - несколько импровизаций совместно с околачивавшейся в студии Йоко Оно. Вопреки распространенным мифам о том, что Маккартни, Харрисон и Старр держали супругу Леннона на расстоянии вытянутой руки, здесь они образовали такой вполне адекватный ансамбль.
Вдова Джона Леннона Йоко Оно заявила, что найденные записи нужно подготовить к изданию и выпустить хотя бы потому, что они в скором времени в любом случае будут нелегально растиражированы пиратами. Кстати, частично эти
«потерянные записи» появлялись на пиратских изданиях-«бутлегах», наиболее известный из которых - Sweet Apple Trax 1974 года. Германский Spiegel считает, что «на первом легальном издании этих записей все равно можно заработать».Однако, по мнению специалистов, издать материал возможно будет еще очень не скоро - до такой степени качество записи не отвечает сегодняшнему дню. По мнению Rolling Stone, записи представляют
«бесценный материал», но в основном как «свидетельство внутренней жизни великой группы, переживающей болезненный период распада».Автор: Александр БЕЛЯЕВ, специально для «В»