Юнги парусного флота
Парусное учебное судно «Надежда» Морского государственного университета имени адмирала Г. И. Невельского продолжает свое кругосветное плавание. За два месяца пути пройдены пять морей, Индийский океан, пять зарубежных портов. В эти дни парусник, пройдя через Суэцкий канал, пересекает Средиземное море. В кругосветке вместе с профессиональными моряками, курсантами, научными работниками принимают участие и двое подростков. От единственного на борту журналиста Ивана Егорчева мы получили интервью с одним из юнг.
Парусное учебное судно «Надежда» Морского государственного университета имени адмирала Г. И. Невельского продолжает свое кругосветное плавание. За два месяца пути пройдены пять морей, Индийский океан, пять зарубежных портов. В эти дни парусник, пройдя через Суэцкий канал, пересекает Средиземное море. В кругосветке вместе с профессиональными моряками, курсантами, научными работниками принимают участие и двое подростков. От единственного на борту журналиста Ивана Егорчева мы получили интервью с одним из юнг.
Юнга Николай Василенко, сын капитана “Надежды” Владимира Николаевича Василенко, самый юный в экипаже. Ему еще только 13 лет (14 исполнится в июле). Но нынешняя кругосветка для него - уже пятый рейс. В первый раз он вышел в море в 2000 году, в возрасте 10 лет. Наверное, излишне уточнять, что все свои рейсы Николай совершил на паруснике, которым командует отец. Японское и Охотское моря, Сахалин и Камчатка; в прошлом, 2002 году, первая “загранка” - гонка по маршруту Япония - Корея. Прямо скажем: не каждому подростку в его возрасте выпадают такие приключения...
- Николай, самый естественный вопрос: как удается совмещать учебу с таким напряженным графиком плавания? В каком классе ты сейчас учишься и как тебе вообще это удается?
- Обычно рейсы, в которых я был, проходили летом. Правда, в прошлом году гонка была два с половиной месяца, и только один из них пришелся на каникулы. Беру учебники, сам изучаю все, что надо, потом сдаю экзамены. Так было в 7-м классе, сейчас учусь в 8-м. Прохожу 10 предметов.
- И какой из них любимый?
- Наверное, география мира.
- Неудивительно... А когда ты находишь время для занятий? Я тебя все время вижу на палубе, и на парусные авралы ты выходишь вместе со всеми.
- До обеда я обычно делаю уроки, но если объявляют аврал, выхожу на него. А после обеда работаю на палубе вместе с матросами.
- И как ты с ними уживаешься? Ведь все-таки взрослые люди - по сравнению с тобой. Наверное, все время поучают... Трудно одному?
- С матросами я живу нормально, и с курсантами тоже. Еще есть Илья, я с ним дружу (Илья – второй юнга на борту “Надежды”. - Прим. авт.). Но два-три раза я ходил в рейсы, когда было много юнг - тогда, конечно, было интереснее.
- Не жалеешь, что пошел в рейс? Если сейчас предложат вернуться домой - согласился бы?
- Нет, пошел бы дальше; я очень рад, что попал в такой рейс. Мне на “Надежде” все интересно, и другие страны хочется посмотреть.
- Ты не чувствуешь, что тебе тяжело, что постоянно находишься под контролем взрослых?
- Бывает по-разному. Иногда, конечно, трудно приходится, ничего делать не хочется. Но я себя пересиливаю.
***
Наверное, даже человеку, далекому от морской жизни, понятно: сыну капитана, да еще в таком юном возрасте, на судне вдвойне трудно. Живя во взрослом окружении, в мужском коллективе, Николай рано научился терпению и сдержанности. Заставить его разговориться трудно. Поэтому “за кадром” интервью осталось то, что дома у него - множество моделей судов; что он знает буквально все о “Надежде” и зачастую проводит экскурсии по судну; что регулярно навещает судовую библиотеку...
А еще Василенко-младший любит смотреть на звезды. Об этом Николай мне тоже не сказал, но каждый вечер его можно видеть на баке, где кажется, что “Надежда” летит между двумя океанами - морским и небесным.
Автор: (С борта парусника «Надежда» - специально для «В»)