Когда краб прокурору свистнет
Скандал вокруг Госкомрыболовства, судя по всему, не закончился, а только начинается. В минувшую пятницу первый заместитель генерального прокурора Владимир Колесников на всю страну заявил, что дал указание провести в правительстве изъятие документов.
Скандал вокруг Госкомрыболовства, судя по всему, не закончился, а только начинается. В минувшую пятницу первый заместитель генерального прокурора Владимир Колесников на всю страну заявил, что дал указание провести в правительстве изъятие документов.
НАЗДРАТЕНКО ПОТЯНУЛ КАСЬЯНОВА
Изъять, правда, г-н Колесников хотел всего лишь один документ, который, на его взгляд, не соответствует закону. А именно, распоряжение правительства от 12 сентября 2002 года №1270-Р «Об увеличении объема общих допустимых уловов крабов и моллюсков «трубач». Сославшись на то, что руководитель аппарата Белого дома Игорь Шувалов якобы уклонялся от общения с прокуратурой и затягивал предоставление этого документа, г-н Колесников сказал: «Мне надоело, и я дал предписание». И добавил: «У нас есть вопросы и претензии к ряду ответственных должностных лиц в правительстве, в том числе и к премьеру Михаилу Касьянову».
Стоит отметить, что на самом деле г-н Колесников именно в пятницу ничего нового не сказал. Еще две недели назад на одной из своих пресс-конференций он упомянул имя г-на Касьянова даже в более жесткой форме. Тогда Владимир Колесников, сетуя на «невразумительные ответы» из правительства по «крабовому делу», заявил, что если со следствием чиновники не хотят общаться «по-доброму», у прокуроров есть другие способы общения - проведение выемок и обыски, вызовы на допрос. Правда, тогда эти слова г-на Колесникова широкой огласки не получили - многие посчитали, что замгенпрокурора, известный своей жесткостью в высказываниях, просто немного погорячился. Но, судя по развитию событий, Владимир Колесников вовсе не считал, что «погорячился», и вновь повторил имя премьера Касьянова.
В правительстве выразили полное недоумение по поводу прокурорских обвинений. Руководитель департамента правительственной информации Алексей Горшков сообщил, что еще в конце января нынешнего года аппарат правительства направил в прокуратуру копию распоряжения №1270-Р. И подчеркнул, что аппарат правительства всегда оказывал и будет оказывать содействие прокуратуре.
Злые языки говорят, что и в Кремле, и в Белом доме в пятницу было принято решение скандал не раздувать и посоветовать журналистам оставить без внимания акцию разгневанного прокурора. Уверяют даже, что генеральный прокурор Владимир Устинов звонил в Белый дом с извинениями за столь эмоциональный поступок своего подчиненного. И также просил резко не комментировать происшедшее. Наблюдатели, правда, тут же отметили, что «г-н Колесников очернил членов кабинета министров публично, а г-н Устинов извинился за него приватно, в итоге в общественном сознании зафиксировалась только одна позиция: в правительстве не все чисто».
Источники «Времени новостей» в правительстве считают, что заявления г-на Колесникова напрямую связаны с историей главы Госкомрыболовства Евгения Наздратенко. Последний уже побывал на допросе в Генпрокуратуре в качестве свидетеля.
То, что Евгений Наздратенко легко от своего портфеля не откажется, «В» прогнозировал. Это он продемонстрировал, когда вернул себя в кресло собственным приказом после месячного отстранения. Более того, Евгений Иванович не только «самовосстановился», но и решил ответить правительству и г-ну Касьянову чем мог.
ДЕЛА «СЕМЕЙНЫЕ»
Перед выборами «питерские» начинают массовую зачистку «семейных». Об этом в интервью Агентству политических новостей заявил член Совета по национальной стратегии, президент фонда «Институт развития» Виктор Милитарев. По мнению политолога, выпад Генеральной прокуратуры против Касьянова, по всей видимости, вполне мотивирован: «Я верю заместителю генерального прокурора Колесникову, который заявил о желании допросить Касьянова. Он опытный следователь и вряд ли стал бы оперировать голословными обвинениями. Как эксперт, знакомый с реалиями российской политики, убежден, что в нашем правительстве действительно существует крупномасштабная коррупция. В конце концов, правоохранительные органы могут захотеть разобраться, почему к Касьянову прилипло такое странное аппаратное прозвище - Миша-два процента».
С другой стороны, отмечает Милитарев, можно поразмыслить о том, какие политические реалии стоят за данной акцией. С одной стороны, Касьянов и Наздратенко, которые оба оказываются в зоне «огня», в последнее время вряд ли поддерживали добрые отношения, с другой - оба, как говорят эксперты, принадлежат к «семье» Бориса Ельцина. Очень похоже на то, что перед выборами объединенный фронт «питерских» приступил к массовой зачистке «семейных». И в этом контексте Касьянов и Наздратенко выступают в одной весовой категории, поскольку основной мишенью является сам «глава семьи» - Ельцин.
При этом эксперт предлагает вспомнить, что в широких политологических кругах премьер-министр рассматривается как вероятный претендент на пост президента России, причем способный выдвинуться в «неурочное время», - в 2004 году. Если смотреть на ситуацию с этого ракурса, то в заявлении Колесникова можно увидеть предупреждение: «сиди тихо и не отсвечивай». Сделано это не слишком изящно. Но стоит отметить, что, хотя питерцы лучше понимают национальные интересы, их действия более неуклюжи.
В общем, резюмировал политолог, самопиар Колесникова, как называют заявление высокопоставленного следователя в аппарате председателя правительства, - далеко не самая любопытная версия происшествия.
БОЛЬШАЯ РЫБА В МУТНОЙ ВОДЕ
Между тем Министерство экономического развития и торговли России предлагает ликвидировать три федеральных ведомства в порядке эксперимента в рамках административной реформы. Предлагается распустить Государственный комитет по рыболовству, Российское агентство по патентам и товарным знакам и Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Предложения Минэкономразвития озвучил первый заместитель министра Михаил Дмитриев. При обсуждении проекта среднесрочной программы на 2003-2005 годы 1 апреля в Центре стратегических разработок он сообщил, что направил в правительство документы, в которых обоснована ликвидация трех ведомств. По словам Дмитриева, речь идет об увольнении почти 500 чиновников. Кроме того, освобождается десять тысяч квадратных метров служебной площади.
Как отмечает газета «Коммерсант», в Минэкономразвития проанализировали функции этих трех ведомств и решили, что после ликвидации дублирующих и избыточных обязанностей им просто нечем будет заниматься и поэтому проще их распустить. Немногие же оставшиеся функции, которые государству все же придется выполнять, планируется передать другим министерствам и ведомствам, остающимся в правительстве.
Так, по утверждению издания, в случае с Госкомрыболовства Минэкономразвития хотело бы сосредоточить в своих руках распределение всех видов квот на вылов рыбы. Сейчас министерство отвечает за аукционную распродажу платных квот, бесплатные же распределяет Госкомрыболовства. Остальные нужные госфункции – разведение мальков и отслеживание сейнеров в Мировом океане – можно было бы поручить соответственно Минсельхозу и Минтрансу.
С Роспатентом дела обстоят сложнее. Как предполагается, 18 штатных единиц из аппарата Роспатента переведут в Минюст, которому и предложено заняться выдачей патентов и товарных знаков. Однако в других странах патентные службы являются независимыми структурами, к тому же существует международное объединение патентных организаций, куда департаменты минюстов не принимают.
Сходная проблема возникает и при ликвидации Росгидромета, добавляет издание. В этом случае остается непонятным, кто будет руководить 38 тысячами метеорологов, работающих как на территории России, так и в Антарктиде. Мониторинг окружающей среды отдадут Минприроды, но кто именно будет отвечать за правильность метеопрогнозов, остается неизвестным.
«Михаил Касьянов наверняка не возьмет на себя ответственность за точность метеопрогнозов, ведь он никак не может добиться ее от прогнозов макроэкономических», - резюмируют эксперты.
Автор: Александр СЫРЦОВ, Алексей РАСПУТНЫЙ, «Владивосток»