За качество отвечаем

По данным независимых экспертов, только в благополучной Москве поступает в продажу 25 процентов поддельного топлива. В среднем по России эта цифра приближается к 50 процентам. То есть почти половина поступающего на рынок автомобильного топлива низкого качества и не соответствует требованиям ГОСТов.

8 апр. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1337 от 8 апр. 2003

По данным независимых экспертов, только в благополучной Москве поступает в продажу 25 процентов  поддельного топлива.  В среднем по России эта цифра приближается к 50 процентам. То есть почти половина поступающего на рынок автомобильного топлива низкого качества и не соответствует требованиям ГОСТов.

Можно долго удивляться, но чего только не придумывают некоторые коммерсанты с топливом. И мы в Приморье знаем - иначе, чем буйством больной фантазии, заправочную “бодягу” не назвать. Иногда недобросовестные продавцы с помощью различных присадок повышают октановое число, например, бензина АИ-92 и потом продают его по цене АИ-95.   Порой на  заправках заливают не просто бензин плохого качества, а вообще топливо для маломерных судов. По октановому числу оно близко к АИ-95, но отпускная цена на заводе значительно ниже.  Бывает, что владелец автомобиля заправляется Б-1, который по октановому числу близок к бензину А-76. Хотя Б-1 по требованиям ГОСТа не является бензином, а только его фракцией.   Зато акциз с него не берется, стоит гораздо дешевле, а потребители оплачивают уже по цене настоящего бензина. Соответственно, прибыль недобросовестные коммерсанты кладут себе  в карман.

Хотя, по мнению многих экспертов, ситуация не столь уж печальна. Прежде всего, потому, что в крае у водителей во все времена была возможность заправляться качественным топливом. Многолетняя добросовестная работа компании “Приморнефтепродукт” заставила подтянуться и другие предприятия в борьбе за потребителя.

СТИЛЬ РАБОТЫ

- “Приморнефтепродукт” поставляет все виды нефтепродуктов для Приморского края - такие как бензин А-76, -80, АИ-92, -95, дизельное топливо,  топливо для реактивных двигателей ТС-1, керосин осветленный для населения (этот безопасный продукт в Приморье поставляет только ПНП. – Прим. ред.), топливо судовое маловязкое, автомобильные, судовые, индустриальные  масла. Кроме того, ПНП поставляет мазуты: М-100, М-40, Ф-5, битум, гудрон, - говорит Ирина Ваганова, начальник отдела поставок ОАО “ПНП”. - Только в нынешний отопительный сезон для нужд администрации края нами поставлено  67 тысяч тонн мазута.  НК “Альянс” в работе с дочерними предприятиями использует современные схемы и технологии, начиная с поставки сырья и заканчивая отпуском нефтепродуктов на АЗС. Ежемесячно сбытовые компании  подают заявки на все виды топлива. Это позволяет “Альянсу”  эффективно распределить ресурсы среди своих предприятий и обеспечивать их бесперебойную поставку конечному потребителю.  “Альянс” постоянно проводит реконструкцию и модернизацию собственного нефтеперерабатывающего завода в Хабаровске, углубляет переработку, совершенствует технологический процесс, производит новый ассортимент нефтепродуктов. После проведения на ХНПЗ ряда мероприятий технического характера качество  нефтепродуктов,  поступающих на  сбытовые предприятия, стало безупречным. Об этом Ирина Александровна говорит со знанием дела. Выпускница Уфимского нефтяного института Ваганова объездила многие нефтеперерабатывающие заводы России, ознакомилась на месте с производственным процессом.

- На топливном рынке мы работаем давно, имеем  репутацию серьезного предприятия, дорожим доверием покупателей и собираемся еще долго обеспечивать приморцев качественными  нефтепродуктами, - продолжает Ирина Ваганова. -  Наше предприятие очень большое внимание уделяет именно вопросам качества. Мы проверяем всю продукцию на соответствие стандартам. Качество нефтепродуктов определяется как при их приеме, так и в процессе хранения на нефтебазах и АЗС. “Приморнефтепродукт” в отличие от многих  имеет государственную лицензию на хранение топлива. У нас 12 филиалов на территории края и два нефтесклада: в Находке и в поселке Гвоздево. Все нефтебазы полностью соответствуют международным и российским стандартам. Любое из нефтехранилищ позволяет  хранить  топливо в прекрасных условиях. Во Владивостокском - головном - филиале  есть аттестованная лаборатория, которая контролирует поступающие нефтепродукты на всех производственных этапах. У нас более 90 собственных АЗС с современным, надежным оборудованием, также отвечающим всем требованиям ГОСТа. Кроме того,   с  владельцами  некоторых АЗС   заключаем договоры на продажу нефтепродуктов  через их розничную сеть и даем гарантию, что топливо, отпускаемое с таких АЗС, хорошего качества.

ДИФФЕНБАХИЯ, ЭФИОРБИЯ, ЭНИСЦИЯ ГВОЗДИЧНАЯ И ДРУГИЕ

Владивостокская нефтебаза прежде всего поразила меня …чистотой. На всей территории ни пятнышка масляного, ни мусоринки. Вот уж воистину: чисто не там, где убирают, а где не сорят.

На мой вопрос: “Где у вас лаборатория?”, - приветливая женщина ответила:

– В этом же помещении. А что вас смущает? – Людмила Зинковская - химик-аналитик по профессии, уже более 30 лет работает  в “Приморнефтепродукте”, из них последние восемь  начальником лаборатории. Начинала с самой скромной должности пробоотборщицы, потом окончила химический факультет Дальневосточного государственного университета. При этом продолжала работать вечерами на нефтебазе. Училась на дневном отделении, потому что ученые химфака ДВГУ известны во всей стране и готовят прекрасных специалистов.

- Отсутствие бензинового запаха? - переспрашивает  Людмила Ивановна. –  Хотя производство считается вредным, но условия труда созданы для нас идеальные. Недавно  в лаборатории установили современную промышленную вентиляцию взамен старой, причем она может действовать и автономно в каждом кабинете. За все время работы я не припомню ни одного случая профессионального заболевания. Цветы диковинные у нас:  диффенбахия, эфиорбия, энисция гвоздичная - вон как пышно растут и  цветут. Иван Васильевич Андрощук развел целую оранжерею, поливает исключительно водой, без всяких химических добавок. Если бы был плохой микроклимат, цветам здесь не было бы такого раздолья.  А летом под самыми окнами лаборатории целый цветник высаживаем, до поздней осени любуемся, заодно и фитотерапию проходим.

Хотя Владивостокской нефтебазе уже сто лет, это специализированное предприятие постоянно оснащается современным оборудованием. Все нефтепродукты, поступающие на базу, проходят многократный контроль. Центр стандартизации и метрологии  постоянно проверяет лабораторию даже на наличие методических указаний, с помощью которых делаются всевозможные анализы продукции на качество. Тотальный контроль  качества проводит также инспекция по надзору за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов. Она отбирает пробы и передает их независимым экспертным компаниям – “Примнефтеэксперт” и “Химмотология”.  Нефтебазы и АЗС проверяют также экологи, пожарные инспекции на соблюдение различных технических норм, список которых очень велик...

ДОВЕРЯЙ, НО ПОСТОЯННО ПРОВЕРЯЙ

- У нас специализированное предприятие, которое занимается перевалкой нефтепродуктов. Поэтому лаборатория внедрила целую систему проверки на качество поступающих, хранимых и отгружаемых продуктов. Лаборатория работает с 1937 года в круглосуточном режиме, - продолжает Людмила Зинковская. – К нам поступают  нефтепродукты в основном с Хабаровского нефтеперерабатывающего завода в опломбированных цистернах. И мы проводим многоступенчатый контроль.

Во время транспортировки топливо подвергается различным температурным колебаниям, могут нарушаться и условия самой доставки нефтепродуктов. Везде существует так называемый человеческий фактор. Но в конечном счете  за качество отвечает продавец. Поэтому в “ПНП”, несмотря на доверие поставщику, все равно тщательно проверяют качество продукции. Тем более что государство разработало целую систему слежения за качеством топлива. Действуют специальные инструкции о порядке приема продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству. В “Приморнефтепродукте” не боятся проверок никаких контролирующих органов, наоборот, таким рейдам рады. Они не дают коллективу расслабиться и допустить ошибки. Двойные проверки – двойная гарантия  качества топлива.

 Здесь берут пробы с помощью специальных инструментов сразу же после снятия заводской пломбы. Пробы разливаются в емкости, которые лаборанты тщательно анализируют по многим параметрам. Ведь нефтепродукт – это смесь углеводородов, при нагревании двигателя разное топливо имеет свое начало кипения. Поэтому в лаборатории  проверяют фракционный состав бензина от начала его кипения и до конца. Проверяют топливо и по другим параметрам:  на детонацию, содержание тяжелых металлов, тетраэтилсвинца, серы и т.д.

- Лаборатория оснащена всеми необходимыми приборами для проведения любых исследований, необходимых для контроля качества бензинов и дизельного топлива согласно  ГОСТу. У нас есть две установки для определения октанового числа бензина моторным и исследовательским методами, - говорит  машинист  по моторному испытанию  топлива Иван Андрощук и включает для разогрева специальную установку – одноцилиндровый автомобильный двигатель.  На этом стационарном аппарате  проводятся исследования бензина на октановое число,  на соответствие ГОСТу: или это АИ-92, или АИ-95. Установка реагирует на топливо точно так, как двигатель автомобиля. А на стенде приборы показывают различные параметры:  детонацию, количество оборотов двигателя и другие.

- Бензин должен соответствовать  рекомендациям, указанным в техническом паспорте, который выдает  завод-изготовитель транспортного средства. Иначе во время эксплуатации двигателя может наступить детонация, - поясняет Людмила Ивановна, - в результате которой мотор может  сразу выйти из строя. Если на первый раз повезло и двигатель уцелел, то постоянные заправки некачественным топливом все равно приведут к быстрому износу автомобиля. Таких установок по испытанию моторного топлива в лаборатории две - чтобы быстрее сделать анализ бензина. Если топливо некачественное, то мы оперативно сообщаем об этом поставщику, составляем акт и оформляем претензию. Кроме того, мы заказываем дополнительную экспертизу сторонним независимым организациям. Когда поступившее топливо отвечает всем требованиям ГОСТа, мы даем разрешение на хранение и сливаем его в резервуар длительного хранения для определенной марки топлива. Впоследствии ведем ежедневный контроль  за его качеством. Результаты анализов заносятся в  журнал. В бензовозы  заливается топливо, проверенное на качество. Перед заливкой автоцистерна  проходит тщательную обработку, емкость обязательно пропаривают. На  бензовозы лаборатория выдает паспорт качества топлива.  Грамотный покупатель - тот, кто обязательно проверяет наличие такого документа на АЗС.

Специалисты одного из ведущих автоцентров города после замены  топливного фильтра рекомендовали мне заправляться только на АЗС, принадлежащих “Приморнефтепродукту”:

- Сами заправляемся там и вам рекомендуем - таков наш нехитрый совет.

- Бывают ли жалобы на “ПНП” от покупателей бензина?

Людмила Зинковская задумалась, а потом ответила:

- Последняя была года два назад, а может, и больше времени прошло.

- Приехал к нам в лабораторию разгневанный автовладелец, мол, заправился на вашей АЗС, и теперь двигатель детонирует, стучат “пальцы”, - вспоминает Людмила Зинковская. – Мы сразу же взяли пробу, проверили октановое число и выдали заключение: топливом таким мы не торговали. Как выяснила потом наша служба безопасности, этот человек  заправлялся  на  АЗС, владелец которой   закупил партию топлива у военных, подешевле.  С тех пор не припомню, чтобы к нам с жалобой приезжали. Если у автолюбителей возникают  сомнения относительно качества топлива, они могут обратиться к нам в лабораторию. Сотрудники у нас опытные, почти у всех высшее  или среднее специальное образование. Ну а на качество нашего продукта мы даем стопроцентную гарантию.

СПРАВКА

Одним из крупнейших и старейших операторов по сбыту нефтепродуктов в Приморском крае является динамично развивающееся ОАО «Приморнефтепродукт», которое входит в «нефтяную компанию «Альянс». На Дальнем Востоке в НК «Альянс» кроме «Приморнефтепродукта» входят открытые акционерные общества: «Хабаровскнефтепродукт», «Амурнефтепродукт», «БАМнефтепродукт», «Чукотканефтепродукт», Хабаровский нефтеперерабатывающий завод (ХНПЗ). Такой альянс крупнейших предприятий ТЭКа – это абсолютно верное решение. Только вертикально-интегрированные компании способны инвестировать денежные средства в развитие современного производства, отвечающего мировым требованиям. Выигрываем от этого в конечном счете  мы, обычные потребители.   Основные задачи, стоящие перед «Альянсом», можно обозначить как эффективный менеджмент предприятий топливно-энергетического комплекса и бесперебойное снабжение  регионов России нефтью и качественными нефтепродуктами.

Автор: Оксана ЛАРИНА, Андрей КОЗЫРЕВ, «Владивосток»