«Красная жара» под Андреевским флагом
В минувшее воскресенье во Владивостоке состоялась торжественная церемония проводов отряда кораблей Тихоокеанского флота, уходящих в дальний поход в Индийский океан.
В минувшее воскресенье во Владивостоке состоялась торжественная церемония проводов отряда кораблей Тихоокеанского флота, уходящих в дальний поход в Индийский океан.
Накануне ряд местных и центральных СМИ по нескольку раз успели «отправить» тихоокеанцев в зону Персидского залива, что стало во время церемонии главной темой здорового военно-морского юмора. Хотя задачи кораблям ТОФ предстоит решать серьезные - столь масштабного похода военно-морских сил Россия не проводила с советских времен. В состав группы вошли БПК «Адмирал Пантелеев» и «Маршал Шапошников», а также судно обеспечения «Владимир Колечицкий». Тихоокеанский отряд у берегов Индии, в районе острова Сокотра (в прежние времена там располагалась база советских ВМС, на которую «опиралась» 8-я оперативная эскадра ТОФ), должен соединиться с группой кораблей Черноморского флота во главе с ракетным крейсером «Москва». После этого российская военно-морская группировка будет представлять эскадру численностью около 10 боевых кораблей. По неофициальной информации, надводный отряд будет сопровождать атомная многоцелевая подводная лодка. По заверению моряков, их корабли впервые за многие годы укомплектованы и снабжены «под завязку».
Командующий ТОФ Виктор Федоров на торжественной церемонии проводов пожелал своим подчиненным спокойного моря, в очередной раз подчеркнув, что поход не связан с событиями в Персидском заливе. Хотя все понимают, что в данном случае означает «демонстрация флага». В частности, перед группировкой поставлена задача провести в мае совместные учения с военно-морскими силами Индии. Тренировка пройдет недалеко от американской авианесущей группировки, ведущей боевые действия в Ираке. Намечено отработать поиск и уничтожение подводных лодок противника и его авиации.
- С военными моряками Индии проблем взаимодействия не будет, - подчеркнул капитан 1-го ранга Валерий Терехин, которому поручено командование группой тихоокеанских кораблей. - Все они в свое время проходили обучение у нас в стране и прекрасно говорят по-русски.
Ранее корабли ТОФ неоднократно несли боевое дежурство в Персидском заливе. Во время ирано-иракской войны в 1988 году «Маршал Шапошников» обеспечивал российское судоходство в опасном регионе. Затем, в 1990 и 1993 годах, БПК «Адмирал Трибуц» присутствовал в заливе в составе сил ООН, контролировавших соблюдение экономического эмбарго против Ирака. Экипаж проводил противодиверсионные операции и контролировал воздушное пространство.
Моряки, участвовавшие в тех походах, рассказывают, что главной проблемой в Персидском заливе для них является жара и возникающая из-за нее простуда. Температура воздуха в каютах плюс 25 градусов, а под открытым небом почти вдвое больше. Сильного ветра там не бывает, и палуба раскаляется до такой степени, что случайно попавшие на нее тараканы мгновенно поджариваются. Форму военные моряки надевали только на ежедневные построения при подъеме флага. В остальное время все ходят в шортах и майках.
Командир БПК «Маршал Шапошников» капитан 1-го Андрей Нелидин в четвертый раз идет в район Индийского океана. Во время «Бури в пустыне» в Персидском заливе на «Адмирале Трибуце» он служил старшим помощником командира. Теперь сам ведет корабль. Несмотря на плотный график накануне похода, Андрей Нелидин нашел время для интервью «В».
- На вашем корабле с визитом был президент России Владимир Путин. Можно сказать, что у БПК «Адмирал Шапошников» персональная ответственность перед Верховным главнокомандующим?
- Во время визита президента Путина во Владивосток БПК «Адмирал Шапошников» обеспечивал безопасность пребывания президента России. Это была экскурсия по кораблю и знакомство с личным составом, с экипажем. Могу сказать одно – президенту и стране стыдно за нас не будет.
- Андрей Борисович, на ваш взгляд профессионального военного: с чем связаны потери американцев и англичан на войне в Ираке? Недостаточно было учений или нестыковка между родами войск?
- Нет, они очень интенсивно используют свои корабли и самолеты. Скорее всего, сбои происходят из-за недостатков технического плана: излишний износ техники, усталость людей.
- У американцев - и износ техники? Там, наверное, все новейшее…
- Извините, нет, у них авианосцы старее наших кораблей намного.
- Андрей Борисович, если уж зашел разговор о технике: наши корабли в чем-то уступают американским по классу?
- У США корабли более универсальные, наши – сугубо противолодочные. И с точки зрения борьбы с подводными лодками – очень сильные корабли, многосторонние. Это наша задача: мы можем обнаружить и уничтожить любую подводную лодку.
- Нужно ли российскому флоту возвращаться в Индийский океан?
- Без всяких сомнений, российский флот должен быть в Индийском океане. Для России – это демонстрация флага. Мы сильны и находимся в полной боевой готовности. Для флота – это громадный опыт, который в последнее время, к сожалению, был несколько утрачен. Если подобные походы будут постоянными, то члены экипажа получат бесценную практику. Кстати, у меня весь призыв, который должен был увольняться весной – 21 человек, в полном составе остался на корабле и заключил контракт. Это говорит о многом. Этот экипаж потом сможет передать свой опыт новобранцам, которые поступят с новым призывом. Весь личный состав готов идти в поход. Россию мы не опозорим.
- Какие чувства вы испытываете сейчас, перед походом?
- Я счастлив.
Автор: Алексей РАСПУТНЫЙ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»