Былые времена, как много в этом звуке…
Глядя в телевизор, мы вряд ли задумываемся, что видим мир глазами телеоператора. Кадры, снятые Владимиром Габиевым, оператором ПТР, остаются в нашей памяти надолго. Он ничего не навязывает, не перегружает информацией. В его материалах всегда есть точный ракурс, настроение, ненароком подмеченные детали. С ним любят работать тележурналисты – приятно быть понятым с полуслова.
Глядя в телевизор, мы вряд ли задумываемся, что видим мир глазами телеоператора. Кадры, снятые Владимиром Габиевым, оператором ПТР, остаются в нашей памяти надолго. Он ничего не навязывает, не перегружает информацией. В его материалах всегда есть точный ракурс, настроение, ненароком подмеченные детали. С ним любят работать тележурналисты – приятно быть понятым с полуслова.
- Владимир, оператором рождаются или становятся?
- В прежнее время все было как-то иначе. Сейчас, по-моему, любой может схватить камеру и снимать. Много развелось нашего брата.
- А сами вы как начинали?
- После десятилетки сразу пришел на телевидение, где меня приняли на должность постановщика.
- Постановщика чего: микрофонов и софитов?
- Если бы! Перед телеэфирами устанавливал грузки (тяжелые чурки для крепления декораций. – Прим. авт.)
- И сколько лет потребовалось постановщику грузок Габиеву, чтобы заслужить гордое имя телеоператора?
- Не один десяток лет.
- Вы легко находите общий язык с журналистом во время съемки?
- Я уверен, что оператор не должен направлять журналиста, что-то ему навязывать. Просто чувствовать его идею и снимать, подхватывая на лету ход его мыслей. Тут важен унисон, ведь я могу быстро скользнуть камерой или, наоборот, разложить кадр на длинную фразу.
- Какое, на ваш взгляд, самое телегеничное время года?
- Мне ближе осень. Может быть, поэтому снимаю ее с особым трепетом и удовольствием. Даже когда работали с черно-белой пленкой, я осень любил снимать не меньше. Иногда ловишь не картинку, а настроение. Ведь это время года наиболее проникновенно. Когда-то я много занимался фотографией, делал заставки для телевидения. Так вот один и тот же городской пейзаж непременно снимал двумя фотоаппаратами: и цветной, и черно-белый варианты. Одна и та же композиция получалась абсолютно разной.
- Вы не пробовали взять в руки кисть, краски?
- В свое время окончил наше художественное училище, класс живописи. Несколько удачных картин сохранил на память, вот и все.
- Не возникало желания смонтировать свой авторский фильм из ранее отснятого, наиболее удачного материала?
- Что теперь говорить об этом? Всегда кажется, что все еще впереди, а потом поздно догонять упущенное время.
- Как вы относитесь к непрофессиональной аппаратуре? Небось “брезгуете” любительскими видеокамерами и “мыльницами”?
- Привычка работать на профессиональной аппаратуре вечно сбивает с толку, когда тебе подсовывают, как вы говорите, “мыльницу” и просят снять семейный портрет в интерьере, да еще против света… Ведь плохой результат вроде по статусу не полагается.
- Как выглядит ваш семейный фотоархив?
- Невесело выглядит. Все в пакетах, коробках. Хотя там немало достойных снимков. Кстати, пора произвести в нем чистку.
- Насколько интересной была для вас поездка в Москву с труппой академического театра имени Горького?
- К сожалению, в столице много ограничений для профессиональной съемки, как говорится, за все плати. А снимать из-под полы считаю ниже своего достоинства. В молодости, когда служил в Подмосковье, столица была другой: открытая, величественная и, что важно для провинциала, узнаваемая по кинофильмам. А нынче этот город закрылся рекламными щитами, каким-то нероссийским налетом, и потерялось то, что грело раньше душу.
- У вас, телеоператора со стажем, есть свои ученики, последователи?
- Вот в то, старое доброе время, когда здесь была мощная операторская основа, можно было говорить о преемственности. Сейчас у аппаратуры большие возможности, и каждому начинающему кажется, что только кнопки нажимай. Ведь учиться необязательно у конкретного человека. Смотри на экран, наблюдай, как это делают на мировом уровне, подмечай, на ус наматывай.
- Вы что же, к плагиату призываете?
- Я бы так не сказал, ведь повторить один в один невозможно, а взять интересную идею за основу, развить ее – какой же это плагиат?
- Что интереснее снимать: людей, зверей, природу, детей?
- Раньше на ТВ были популярны очерки о людях с интересной судьбой. Над таким материалом и работать было в удовольствие. А вообще в каждом из перечисленных объектов есть повод к творческому подходу.
- Вы так часто ссылаетесь на прежние времена…
- Это возрастное (смеется). Но, действительно, те времена, когда были только «живые» эфиры, старая гвардия профессионалов, приятно вспоминать.
Автор: Татьяна БАТОВА, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»