Газ в обмен на спокойствие
В Москву с двухдневным визитом прибыл секретарь президента Республики Корея по безопасности и дипломатии На Джон Иль. Обсудив ситуацию на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии в Москве, южнокорейский эмиссар отправится в Пекин.
В Москву с двухдневным визитом прибыл секретарь президента Республики Корея по безопасности и дипломатии На Джон Иль. Обсудив ситуацию на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии в Москве, южнокорейский эмиссар отправится в Пекин.
Ведущий эксперт Центра изучения современной Кореи при ИМЭМО РАН Георгий Булычев полагает, что администрация Ро Му Хена «очень активно настроена на учет российского фактора, на консультации с Россией по северокорейской ядерной проблеме». По мнению эксперта, «приезд На Джон Иля, ключевой фигуры в разработке внешней политики Сеула в отношении Северной Кореи, будет способствовать нашей более тесной координации».
В багаже южнокорейского эмиссара оказался неожиданный проект использования российского газа - прокладка в КНДР газопровода из России в обмен на отказ Пхеньяна от ядерной программы. Этот проект вполне укладывается в рамки «приморского варианта» строительства трубопровода, в котором заинтересована и Япония. В дальнейшем нитка газовой трубы может протянуться и дальше на юг полуострова. Ни с КНДР, ни со своими ближайшими союзниками Сеул эту идею якобы еще не обсуждал. На российский газ предполагается перевести северокорейские теплоэлектростанции, что создаст реальную альтернативу уже практически похороненному проекту КЕДО, который был призван развивать энергетику КНДР на основе мирного атома.
Напомним, что отказ США от своих обязательств по строительству «безопасных» легководных атомных реакторов и поставкам топливного мазута в период их строительства спровоцировал на Севере энергетический кризис. Именно затруднениями в области энергетики Пхеньян оправдывает возобновление своей ядерной программы.
На днях в американских СМИ появились сообщения, что Пекин в марте на несколько дней перекрыл нефтепровод, идущий из китайской провинции Ляонин в Северную Корею. Возможно, речь идет о чисто технических причинах, а не о политике. Китай - основной поставщик продовольствия и нефти (ежегодно 1 млн. тонн) в КНДР.
Однако не исключено, что этим способом Пекин выразил неудовольствие по поводу пуска северокорейской ракеты малой дальности в акватории Японского моря. Китайские руководители понимают, что дразнящая Вашингтон КНДР может стать мишенью для очередного американского удара. Несмотря на «союзничество», действенных политических рычагов на политику Ким Чен Ира у Пекина нет. Руководители КНР не в восторге от атомных начинаний Пхеньяна, Пекин солидарен с желанием мирового сообщества видеть Корейский полуостров безъядерным и в будущем. В этой ситуации умелое и скоординированное использование Москвой и Пекином газово-нефтяных рычагов воздействия на Северную Корею могло бы помочь решить корейский ядерный кризис без применения силы оружия.
Автор: Александр ТИМОФЕЕВ, специально для «В»