Роторно-поршневое чудо Федякова

Изобретение находкинского умельца может нанести удар по мировой экономике. Или дать импульс развитию Приморья. Или оказаться пшиком. На наших глазах рождается, возможно, самый достойный представитель славного рода двигателей внутреннего сгорания.

1 апр. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1333 от 1 апр. 2003

Изобретение находкинского умельца может нанести удар по мировой экономике. Или дать импульс развитию Приморья. Или оказаться пшиком. На наших глазах рождается, возможно, самый достойный представитель славного рода двигателей внутреннего сгорания.

Токарь-моторист ОАО «ПМП» Владимир Федяков изобрел роторно-поршневой двигатель с уникальными характеристиками. Мотор будет «жрать» все, что горит. Он будет надежней и долговечней любой существующей модели минимум в три раза. Но самое главное, новый агрегат рассчитан на невиданную экономию топлива: если современный автомобиль на 100 километров расходует в среднем 10 литров горючего, то машина с мотором Федякова обойдется максимум «пол-литрой»!

Известно, что идея роторно-поршневого двигателя принадлежит Ванкелю. Однако конструкция немецкого изобретателя, обещавшая революцию в автомобилестроении, оказалась непрактичной и сейчас мало где применяется. В России, например, только ВАЗ пытался эксплуатировать двигатель Ванкеля, но, в конце концов, от него отказался.

Федяков представляется выходом из «тупика» Ванкеля. Вся проблема в том, что пока нет ни двигателя, ни даже его модели. А есть только расчеты, эскизы и патент на изобретение, выданный Владимиру Ивановичу российским агентством по патентам и товарным знакам 27 октября 2000 года.

Сподвижники изобретателя (сам он сейчас «в морях») рассказывают, что Владимир Федяков вынашивал свою идею лет 20. Возился с расчетами и чертежами в долгих рейсах. Потом еще два года ушло на оформление патента. Что изменилось с тех пор?

Выясняется, что со времени получения патента письма от Федякова получили практически все ведущие мировые производители автомобилей.  Многие ответили. Или, правильней сказать, отписались:

«Мы не готовы принять ваше предложение, потому что оно значительно опережает время» («Тойота»). «Мы не работаем с интеллектуальной собственностью со стороны» («Ниссан»). «Нас заинтересовала ваша идея, можете не волноваться» («Форд»).

Отрицательный результат – тоже результат. Стало ясно хотя бы, в каком направлении нужно двигаться. Наиболее конструктивный ответ-подсказку дал главный конструктор ЗИЛа г-н Рыбин: «…Ваша разработка очень интересна, но требует серьезных средств на ее изготовление и специальных стендов. Отсюда взяться за научно-исследовательские работы по двигателю мы не можем».

Друзья Федякова, находкинские предприниматели Олег Золотарев и Николай Батлук, в срочном порядке организовали инициативную группу для реализации перспективного проекта. Чуть позднее к «апостолам» роторно-поршневого чуда присоединилась городская Торгово-промышленная палата во главе с президентом Евгением Луневым. Своими первоочередными задачами «двигатели» двигателя объявили создание опытного образца и поиск производителей.

Инициаторы побывали на самых технологичных приморских заводах «Звезда», «Аскольд» и «Прогресс». Однако предложение оказалось крепким орешком даже для отечественной «оборонки».

Перечень проблем, с которыми пришлось столкнуться потенциальным производителям, достаточно велик. Это и микронная точность деталей, и отсутствие на Дальнем Востоке необходимых материалов (белого чугуна, высококачественной латуни и металлокерамики). И, наконец, требуются немалые расходы на инженерные разработки. 

Не то чтобы наши передовые заводы «подняли лапки вверх». Просто оказалось, что в одиночку сегодня ни одна структура этот дорогостоящий проект не поднимет. Возможно, предполагают инициаторы, для его реализации потребуется привлечение иностранного капитала и правительственных инновационных фондов.    

Инициативная группа пытается организовать общественное движение «За двигатель Федякова». К нему удалось привлечь, в частности, ряд депутатов краевого Законодательного собрания. Двигателем заинтересовалась партия «Единая Россия», которая собирается пробивать идею на федеральном уровне.

Предложение рассмотрела на одном из последних заседаний городская дума Находки. Депутаты вынесли решение «поддержать действия инициативной группы Федякова … и обратиться к руководителям предприятий всех форм собственности, жителям города с просьбой оказать поддержку … в создании роторно-поршневого двигателя».

В любом новом деле есть доля риска. Но если проект Федякова «выгорит» и удастся наладить выпуск двигателей на территории Приморья, то дивиденды вырисовываются весьма и весьма завидные, причем не только для участников процесса, но для всего региона.

По мнению инициаторов движения, выход на коммерческое производство роторно-поршневого двигателя поможет решению проблемы занятости населения Приморья, а в будущем поспособствует развитию отечественного судо-, самолето- и вертолетостроения. Другим важнейшим результатом станет опыт инновационного развития региональной экономики, которая до сих пор ориентировалась только на производство сырья.

Автор: Юрий БОДУХИН, «Владивосток»