Светланская – что Невский проспект
Сто тридцать лет назад, в 1873 году, главная улица Владивостока по решению городских властей была переименована из Американской в Светланскую, по имени фрегата, на котором посетил Владивосток великий князь Алексей Александрович.
Сто тридцать лет назад, в 1873 году, главная улица Владивостока по решению городских властей была переименована из Американской в Светланскую, по имени фрегата, на котором посетил Владивосток великий князь Алексей Александрович.
В конце ХIХ века наш город занимал сравнительно небольшую территорию. И Светланка, как ласково величали ее горожане, была совсем коротенькой: от берега Амурского залива (ныне Спортивная гавань) она тянулась до ул. Ключевой (район фуникулера). И при этом представляла собой довольно удручающее зрелище. Это была обычная грунтовая дорога со множеством рытвин и ухабов. Только в 1887 г. вдоль Светланской были проложены тротуары - первые во Владивостоке.
Несмотря на то, что городская казна ежегодно тратила на мощение дорог немалые деньги, они оставались в плачевном состоянии. «На Светланской улице такая грязь, - сообщала газета «Владивосток» в 1895 году, - что генерал-губернатор не мог перейти улицу и вынужден был для этого нанять извозчика».
Мостить Светланскую начали с 1895 года, причем сначала в брусчатку одели кусочек улицы от Морского собрания (ост. ДВГТУ) до Морского штаба (здание банка «Приморье»), затем от дома губернатора до гостиницы «Золотой Рог» и так далее. Испытывали готовую мостовую на прочность довольно оригинальным способом – пускали пожарный обоз.
К 1908 году под общей вывеской - ул. Светланская - объединились уже несколько некогда самостоятельных улиц, самые протяженные из них были Мальцевский, Жариковский и Гайдамакский овраги. В итоге – главная улица стала почти вдвое длиннее. При этом дорожный ремонт, можно сказать, не прекращался ни на один день. Для того чтобы сократить расходы казны на эти цели, городская управа приняла еще в 1906 году постановление, которое возложило «натуральную повинность» на устройство мостовых и тротуаров на владельцев дворов. Однако многие из них старались уклониться от этой обязанности, за что бывали наказаны. Так, в 1911 году в черный список попали даже известные братья Старцевы – им был предъявлен иск на 10,5 тысячи рублей. И суд его удовлетворил.
Не всякий губернский город начала прошлого века мог похвастать электрическим освещением. А Владивосток – мог! Первые электрические фонари установили на Светланской, заменив устаревшие керосиновые и дуговые.
Тогда же в городе появились первые авто. И горожане смогли с комфортом прокатиться по Светланке на семиместном дилижансе, омнибусе. Плата за проезд в последнем до Гнилого угла составляла от 10 до 40 копеек, в зависимости от расстояния. В 1909 году городская управа разрешила открыть движение общественных автомобилей, говоря современным языком – такси. А три года спустя по ул. Светланской пошел первый трамвай. Это знаменательное событие могло произойти на 10 лет раньше. Но фирмы, желавшие получить права на постройку трамвая, выдвигали условия, неприемлемые для городских властей. В итоге новый вид транспорта город запустил на свои средства, установив достаточно высокую по тем временам цену на билет: от Луговой до железнодорожного вокзала проезд стоил 20 копеек для пассажиров первого класса и 15 – для второго.
Таким образом, уже в первом десятилетии ХХ века главная улица Владивостока приобрела вполне цивилизованный, европейский вид. «Светланская улица Владивостока – тот же Невский проспект Петербурга,» - заметил как-то один из писателей.
Автор: Надежда ГАЛИЦКАЯ, архивист госархива Приморского края, специально для «В»