Последний рейс бомбардировщика
В послевоенной жизни бывшего техника-механика Петра Беляева, пожалуй, не было более трогательной минуты. В сборочном цехе авиакомпании “Прогресс” он повстречался со своим старым фронтовым товарищем - дальним бомбардировщиком “Ил-4”. В составе 9-й Воздушной армии 1-го Дальневосточного фронта Петр Васильевич обеспечивал боеготовность таких самолетов, отправлял их с аэродрома в приморской Кокшаровке на бомбежки позиций самураев в сопредельном Китае.
В послевоенной жизни бывшего техника-механика Петра Беляева, пожалуй, не было более трогательной минуты. В сборочном цехе авиакомпании “Прогресс” он повстречался со своим старым фронтовым товарищем - дальним бомбардировщиком “Ил-4”.
В составе 9-й Воздушной армии 1-го Дальневосточного фронта Петр Васильевич обеспечивал боеготовность таких самолетов, отправлял их с аэродрома в приморской Кокшаровке на бомбежки позиций самураев в сопредельном Китае.
...И ВСТРЕТИЛИСЬ ВЕТЕРАНЫ
- Слава богу, - вспоминает ветеран, - потерь в нашей авиадивизии не было. Но поковыряться в моторах мне пришлось предостаточно.
Смотрю, с какой сосредоточенностью обходит кавалер двух боевых и трудового ордена эту машину, где все знакомо ему до боли. Хотя прошло со дня демобилизации более полувека. Любовно притрагивается к оперению самолета, заглядывает под мотогондолы - и удивляет меня знанием технических характеристик бомбардировщика.
- А вы знаете, - спрашивает вдруг, - живучесть “Ил-4” просто поразительная. К примеру, баки с топливом обволакивались специальной резиной. И если их пробивала пуля, они тут же автоматически заделывались за счет ее набухания.
И это предотвращало утечки горючего, пожары.
Петр Васильевич говорит о других выдающихся качествах машины. В том числе о коротком взлетном разбеге, несмотря на солидный вес при полной топливной заправке и вооружении. О мощи двигателей и маневренности...
РАРИТЕТ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ
Такого самолета сборочные цехи послевоенного “Прогресса” еще не видели. Да, поговаривают ветераны авиакомпании, в начале 40-х завод ремонтировал эти машины, но затем пошла иная спецификация. Пошли спортивно-пилотажные и гражданские самолеты, ракеты и прочее летающее и нелетающее. Но вот он, крылатая легенда Великой Отечественной, словно прикорнул на миг у стапелей, чтобы скоро-скоро снова взять курс в заданном направлении. А направление уже задано: Москва, Поклонная гора - главный памятник в честь Победы нашего народа над фашизмом. Вот выдержка из письма директора Центрального музея Великой Отечественной войны В. Брагина в адрес генерального директора арсеньевской авиакомпании В. Печенкина.
“Уважаемый Виктор Иванович!
Дирекция Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. благодарит Вас за помощь, оказанную вами при восстановлении самолета-бомбардировщика-торпедоносца “Ил-4” (ДБ-3Ф) на территории ААК “Прогресс” специалистами завода и авиационно-спортивного клуба “Поиск” г. Арсеньева.
Восстановленные фрагменты самолета будут доставлены в Москву, и после сборки в торжественной обстановке самолет будет установлен на Поклонной горе.
Директор музея В. И. Брагин”.
- Этот “Ил-4” обнаружен у поселка Светлое Тернейского района, - говорит председатель общественной организации “Авиационный военно-спортивный клуб “Поиск” Виктор Акимчук. - И сейчас мы по договору с руководством этого музея ведем на нем восстановительные работы. Спасибо, администрация авиакомпании предоставила для этого все возможности. В том числе и лучших рабочих специалистов.
Вообще-то П. Беляев не уверен, что находящийся на “Прогрессе” самолет - именно торпедоносец. Нет под фюзеляжем обязательного признака - торпедодержателей. Но не станем углубляться в вариации - есть, пусть пока еще во фрагментах, раритет Великой Отечественной, возможно, участник бомбежек Берлина, который станет историческим достоянием всех россиян и миллионов зарубежных поклонников нашей победоносной авиации.
ОН - ИЗ ЛЕГЕНДЫ!
“Ил-4” - самолет действительно легендарный. Одна из разновидностей боевых воздушных машин КБ С. Ильюшина, в том числе серийно выпускавшихся у наших соседей - на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре. Его предшественник “ЦКБ-26” в августе-сентябре 1936 года, пилотируемый В. Коккинаки, установил три мировых рекорда по поднятию грузов. Полутонный, тонный и двухтонный грузы были подняты соответственно на высоты в 12816, 12102 и 11005 метров. Среди появившихся на его базе тяжелых машин особенно выделялся дальний бомбардировщик “ДБ-3”, который был взят на вооружение ВВС СССР в том же 1936 году. Год 1938-й - новая модификация бомбардировщика: “ДБ-3Ф”. И вот в 1940-м, в самый канун войны, в наших авиационных объединениях появляется “Ил-4”.
Именно на таких дальних бомбардировщиках в ночь с 7 на 8 июля 1941 года были нанесены первые удары по Берлину. Именно благодаря им фашистам так и не удалось взять под контроль ситуацию на Северном и Баренцевом, Балтийском и Черном морях - ильюшинские торпедоносцы буквально парализовали флоты противника.
И здесь интересно привести воспоминание летчика 1-го класса Георгия Бакушева, который летал на многих типах воздушных судов гражданской авиации, знаком с характеристиками практически всех самолетов времен Великой Отечественной:
- Будучи курсантом авиаучилища, я буквально преклонялся перед его начальником - генерал-майором Мусатовым, к сожалению, имени-отчества теперь не помню. В годы войны он пилотировал на северных морях “Илы”-торпедоносцы и стал автором изобретения ток-мачтового бомбометания. То есть бомбардировщик сближался с кораблем противника, снижался практически до воды - до 5-10 метров от поверхности, чтобы выйти из сектора обстрела противника, который не мог стрелять ниже палубы, а затем, взмыв над кораблем, поражал цель. Сбросив торпеды или бомбы, самолет резко уходил вверх, чтобы не попасть под собственный удар. Насколько я знаю, именно за это изобретение Мусатов и получил звание Героя Советского Союза.
А значит, отличная по конструкции и поражающим факторам машина получила свое развитие в применении ее на фронтах Великой Отечественной. И спасибо нашим пилотам, что в борьбе с врагом смогли они использовать ее с максимальной эффективностью.
“Ил-4” с однотонной (а к концу войны и с трехтонной) бомбовой нагрузкой стал основой советской авиации дальнего действия. Но он немало повоевал и как фронтовой бомбардировщик. Рассчитанный на сопровождение истребителей, он и сам имел мощное стрелковое вооружение, способное обеспечить надежное прикрытие от вражеских самолетов. “Ил-4” завершил Великую Отечественную и вторую мировую в составе воздушных армий Дальневосточных фронтов, нанося сокрушающие удары по оборонительным сооружениям и наземно-морским целям японской военщины.
СУДЬБА БОРТА 17404
...Борт с заводским номером 17404. На нем видны следы пожара (все же случился) левого двигателя - рядом оплавлен металл. По имеющейся версии, в далеком теперь уже 45-м он нанес последний удар по цели в Охотском море у Южного Сахалина, но был подбит и с поврежденным мотором смог дотянуть до материка,ы на стыке Хабаровского и Приморского краев. Экипажу крылатой машины, говорят, удалось спастись - а вот сама она уже в воздух не поднялась.
Здесь, у побережья, самолет и пролежал почти 50 лет.
Нашел его около 10 лет назад во время рабочего полета директор уссурийского “Дальаэро” Владимир Сафронов. Самолет был разобран на фрагменты, и с помощью вертолета “Ми-8МТВ”, выделенного гендиректором фирмы “Владавиа” В. Сайбелем, в несколько ходок доставлен для восстановления на уссурийский аэродром. Но дефицит средств, а затем и неожиданная смерть В. Сафронова поставили точку в реализации этой идеи. Самолету грозила участь металлолома, но на высоте оказался друг В. Сафронова летчик Евгений Калашников - боевой пилот “Афгана”. Он не польстился на деньги, которые мог бы выручить от сдачи пяти тонн алюминиевого сплава.
- Я благодарен Жене за то, что он сохранил самолет и передал безвозмездно нашему “Поиску”, - говорит В. Акимчук. - Что бы ни говорили, а патриоты в российском Отечестве еще есть.
В декабре 2000 года с помощью военных из Воздвиженки “Ил-4” был ввезен на “Прогресс”. И начались реставрационные работы - теперь они уже на финише. В них участвуют лучшие сборщики-клепальщики авиакомпании.
- Недели три, - прикидывает Юрий Старостин, - и самолет будет к отправке готов.
Для него и его напарника Игоря Юртаева это уже вторая восстанавливаемая машина - несколько раньше был “По-2”, знаменитая двукрылка советских “ночных ведьм”.
Сейчас она в Москве, притом в первозданном, летающем варианте.
Главный мой гид в восстановлении легенды самолета все же В. Акимчук. Цель выполняемых работ, уточняет он, приведение в экспонатный вид фрагментов “Ил-4” для размещения самолета в постоянно действующей экспозиции военной техники периода Великой Отечественной войны в Центральном музее ВОВ. Работа должна привести к внешне максимально выполнимому в настоящее время подобию оригинала. По имеющимся сведениям, в мире осталось лишь несколько таких машин. “Поиску” известно всего о двух.
И вот на этой уже заменены многие метры обшивки, обновлены сотни узлов и деталей. Хотя хронически не хватало средств, которые согласно договорным документам должны идти из Москвы. Но не вся Москва сегодня богата - культура по-прежнему в смысле финансирования не в приоритетах в федеральной казне. И все же руководство Центрального музея Великой Отечественной войны по достоинству оценило дальневосточную крылатую находку. Курирует восстановительные работы на “Ил-4” Федерация авиареставраторов России, которая и выступила гарантом дееспособности реставраторов АВСК “Поиск”. Между названными организациями и заключен тройственный договор.
ПОИСК ПРОДОЛЖАЕТСЯ
АВСК “Поиск” рожден в 1994 году группой энтузиастов летного дела Арсеньева. Сначала он действовал при администрации города, но затем из-за прекращения финансирования распался.
В 1999 году авиаэнтузиасты пошли другим путем. Под эгидой 10 учредителей “Поиск” возобновил свою работу уже как самостоятельная общественная организация. В его уставной деятельности - подготовка и проведение полетов на спортивных самолетах, поисковая и реставрационная работы. Председатель - Виктор Васильевич Акимчук, авиаинженер по образованию и опыту работы на “Прогрессе”.
Мой главный гид ведет меня еще к одной сокровищнице “Поиска”. Боже мой, настоящая “Кингкобра” - “Королевская кобра”! Может быть, самое лучшее обретение СССР по военному ленд-лизу. На такой в принципе (“Аэрокобре”) косил гитлеровских асов трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. 59 сбитых самолетов! Там не надо было запускать мотор “горлом”, во весь голос выкрикивая съедающие дорогостоящее время команды “Контакт!”, “От винта!” и проч. Там вжикнул стартер - и в небо!
Рядом - другие раритетные авиаэкспонаты в фрагментах. На стеллажах - разные детали, некоторые будут восстанавливать, некоторые - изготавливать заново. Отсюда что-то взлетит, а что-то навек “приземлится” в одном из авиамузеев России.
Поисковикам помогают неравнодушные приморцы. Летчики, что-либо высмотревшие на земле по курсу полета, охотники, которые - благо! - еще не перевелись в нашем крае. В. Акимчук просит: если кому-то станет что-то известно о такой технике - сообщать ему: Арсеньев, АВСК “Поиск”.
Какую-то пищу дают редкие на эту тему публикации в СМИ. Так, после очерка во “Владивостоке” летчика-испытателя Александра Кораблева о судьбе пропавшего самолета Героя Советского Союза С. Леваневского В. Акимчук получил письмо из краевого центра от ветерана Изотова, который сообщил, что в озере Ханка погребен бомбардировщик “Ил-4”, на котором погиб его брат. Выехали на место - факт оказался имеющим место быть, однако машину настолько изъел какой-то водяной жучок, что поднимать ее не представилось целесообразным. Между тем, выполняя научную и реставрационную работы, поисковики намерены при благоприятных финансовых и технических обстоятельствах вылететь на наши дальние, сопредельные с Аляской, севера. Там, между островами Тетрис и Скотт, по предположениям российских и американских исследователей, на семиметровой глубине как раз и покоится самолет С. Леваневского. Помощь В. Акимчуку и его группе готов оказать американский коллега Уолтер Курильчук, уже предоставивший в его распоряжение все имевшиеся у него документы.
...Уже совсем скоро заново рожденный бомбардировщик будет упакован в железнодорожные платформы и “вылетит” в Москву. Разумеется, на железнодорожных платформах. В сопровождении военной охраны - мало ли кому захочется польститься на пятитонный слиток “цветняка”.
Достойной боевой машине - достойное место в исторической памяти нашего народа!
Автор: Виктор ДЕБЕЛОВ, «Владивосток»