Три вопроса из тридцати
В повестке дня очередного заседания Законодательного собрания Приморского края, состоявшегося 26 марта, изначально было 20 вопросов, к которым добавилось 9 дополнительных. Решения приняты практически по каждому вопросу, но наиболее «резонансным» в СМИ и общественном мнении было, пожалуй, принятие дополнений в краевой закон “О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Приморском крае”.
В повестке дня очередного заседания Законодательного собрания Приморского края, состоявшегося 26 марта, изначально было 20 вопросов, к которым добавилось 9 дополнительных. Решения приняты практически по каждому вопросу, но наиболее «резонансным» в СМИ и общественном мнении было, пожалуй, принятие дополнений в краевой закон “О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Приморском крае”.
Рассмотрев и обсудив дополнительные поправки по значениям корректирующего коэффициента базовой доходности (К2), предложенные советом предпринимателей, депутаты Законодательного собрания приняли законопроект с учетом поправок во втором и третьем чтениях. Теперь при расчете единого налога на вмененный доход учитываются особенности месторасположения предприятий и организаций, ведущих предпринимательскую деятельность: если во Владивостоке, Находке и Уссурийске коэффициент базовой доходности равен единице, то по мере удаления от больших городов и от автомагистралей, а также с учетом малонаселенности он уменьшается вплоть до значения 0,1. Мотивацию и последствия принятого дополнения в закон поясняет член комитета по экономической политике и собственности ЗС Приморья Джамбулат Текиев:
- Принятие понижающих коэффициентов позволит снять определенную социальную напряженность среди представителей малого бизнеса в целом ряде районов края. А главное, что поправку приняли вовремя, успев до начала апреля, то есть налоги за первый квартал предприниматели будут платить уже по более низкой и более справедливой ставке. Судите сами, какой может быть единый, то есть одинаковый налог для магазина, допустим, на многолюдной Светланской и такой же по площади торговой точки где-нибудь в тайге, куда в день заходят 3-4 человека. Правильно говорили сегодня с трибуны мои коллеги о том, что нельзя резать курицу, несущую золотые яйца. Не нужно бояться некоторого уменьшения налоговых поступлений: это падение обязательно будет компенсировано за счет роста числа приморских предпринимателей. Когда мы принимали единый для всех населенных пунктов коэффициент базовой доходности, предварительно оговаривалось, что к этому вопросу нужно будет вернуться до конца первого квартала. Но, на мой взгляд, это только начало работы по созданию равных условий для предпринимателей: очень многое зависит от принятия земельного кадастра. Ведь разница в платежах должна быть не только между населенными пунктами, но и внутри них.
Не менее принципиально важным, чем обеспечение условий для развития малого и среднего бизнеса, для депутатов было принятие обращения ЗС Приморья к президенту РФ и Совету Федерации. В этом документе приморские законодатели выразили свои возражения в связи с принятием Госдумой в первом чтении проекта федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Как отмечено в обращении, Законодательное собрание Приморского края считает недопустимым принятие существующей редакции федерального законопроекта и выступает за дальнейшее совершенствование действующей законодательной базы в области финансовой обеспеченности, развития межбюджетных отношений, разграничения полномочий и ответственности между государственными органами и органами местного самоуправления. Ситуацию с проводимой в стране реформой местного самоуправления комментирует председатель комитета по региональной политике и законности ЗС Приморья Владимир Хижинский:
- Цель нашего обращения состоит в том, чтобы совместными усилиями российских регионов добиться снятия этого законопроекта с рассмотрения в Государственной думе. Если уж проводить реформу местного самоуправления, то только с участием самих муниципалитетов, для чего необходимо собрать специальное всероссийское совещание с участием всех заинтересованных сторон. Мы считаем, что действующая законодательная база полностью гарантирует права и свободы населения, а именно это является главной задачей власти. Мировая практика не знает двухуровневой системы местного самоуправления, которая вводится упомянутым законопроектом. Он предполагает, что в каждом населенном пункте с населением свыше тысячи человек будут свои органы муниципальной власти со своими полномочиями и сферой ответственности. А выше них по уровню будет муниципальный район. Что это даст населению? Ничего, кроме возможности для местного мэра отправлять людей с их проблемами на верхний уровень, поскольку сделать сам он ничего не сможет из-за отсутствия источников финансирования. Нечто подобное происходит в Хабаровском крае, где в свое время муниципальные образования создавались в отдельных населенных пунктах, а не в районах и городах, как в Приморье. Поэтому у них теперь 240 муниципальных образований, а не 34, как у нас. Хабаровчане думают только о том, как бы сократить число своих МО, но уж никак не об увеличении их числа. А нам в Приморье и вовсе нет смысла возвращаться назад, в том числе и во времена, когда отношения между исполнительной и законодательной властью были предельно обострены. Помните, в начале 90-х все отправляли друг друга в отставку и распускали? Действующий муниципальный закон был разработан с учетом тех противоречий, и его вполне достаточно для деятельности муниципалитетов. А новый закон вновь породит волну властных междуусобиц.
В российских регионах сложилось стойкое убеждение, что в центре подсчитали реальную цену всех федеральных обязательств перед гражданами, многократно превышающую федеральный бюджет, и решили перенести эти невыполнимые обязательства на уровни субъектов федераций и муниципалитетов. Но если ребенок сирота, то он ведь не приморский сирота, а российский, и ветераны войны у нас не районные или городские, поскольку защищали они страну в целом. Хуже всего, что муниципалитеты при всем желании не смогут выполнять функции государства: например, в моем Черниговском 1996 году в районном бюджете оставляли 60 процентов собранных доходов, а сейчас – только 30 процентов.
Депутаты ЗС Приморья приняли в первом чтении подготовленный депутатом Владимиром Хмелем законопроект «О внесении изменений и дополнений в закон Приморского края «О туристической деятельности в Приморском крае».
- Владимир Алексеевич, в чем необходимость поправок, вызвавших замечания правового управления Законодательного собрания, но все же принятых в первом чтении абсолютным большинством депутатов?
- Необходимость принятия изменений и дополнений в действующий краевой закон действительно назрела и вызвана изменением ситуации в туристической отрасли края. Поправки связаны с наиболее популярным в Приморье видом международного туризма – безвизовым обменом по межправительственному соглашению России и КНР от 29 февраля 2000 года. Из более чем 200 туристических компаний края 26 имеют разрешения на безвизовый обмен, для чего требуется выполнить ряд условий, в том числе три года работать на рынке туристических услуг. Но действия некоторых из уполномоченных туроператоров не отличаются патриотизмом. Они грубо нарушают порядок обмена, пользуясь пробелами в законодательстве. Проще говоря, просто продают разрешения на безвизовый обмен, оформляя сторонние фирмы, в том числе из КНР, как агентов. Получается, что по Владивостоку ходят множество групп по 30-40 человек из сопредельной страны, ведомые китайским гидом, без должного контроля со стороны уполномоченного органа краевой исполнительной власти – комитета по туризму. Предложенные мной поправки определяют статус и полномочия уполномоченного органа по регулированию отношений в области туризма по российско-китайскому межправительственному соглашению, а также статус уполномоченного туроператора и понятие грубого нарушения порядка безвизового обмена, которое наказывается вплоть до лишения соответствующих разрешений. Кроме того, предложенные изменения связаны с дополнительными обязанностями для туроператоров и турагентов, а также для уполномоченных фирм и их филиалов из других субъектов РФ по регистрации в Приморье. Эти меры позволят установить надлежащий контроль над безвизовым обменом, создать равные условия на рынке туристических услуг и повысить доходность отрасли, которая и без того является в Приморье лидером по поступлениям в бюджет.
Автор: Подготовил Александр КАРТАШОВ, «Владивосток»