«Рыбные» камеры

Первый заместитель главы Госкомрыболовства Юрий Москальцов, ранее руководивший во Владивостоке АО «Дальрыба», во вторник был арестован генпрокуратурой по обвинению в превышении полномочий и мошенничестве. По данным «В», чиновника определили в камеру в Лефортово. Его подозревают в аферах с квотами на вылов морепродуктов - они должны были пойти на научные цели, но достались частным фирмам.

27 март 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1331 от 27 март 2003

Первый заместитель главы Госкомрыболовства Юрий Москальцов, ранее руководивший во Владивостоке АО «Дальрыба»,  во вторник был арестован генпрокуратурой по обвинению в превышении полномочий и мошенничестве. По данным «В», чиновника определили в камеру в Лефортово. Его подозревают в аферах с квотами на вылов морепродуктов - они должны были пойти на научные цели, но достались частным фирмам.

О ПОКОЙНОМ ЛИБО ХОРОШО, ЛИБО…

В связи с этим расследованием ранее уже были арестованы советник губернатора Магаданской области Виктория Тихачева и руководитель Магаданского НИИ рыбного хозяйства и океанографии (МНИИРО) Александр Рогатных. Всплыло «крабовое» дело в ходе расследования убийства губернатора Магаданской области Валентина Цветкова. Весной 2002 года МНИИРО попросил у государства выделить для Колымы дополнительные квоты на научные цели. Спустя несколько месяцев с этим согласилось Минприроды, и правительство подписало соответствующее распоряжение. Осенью Госкомрыболовства приступил к распределению дополнительных квот, а все необходимые бумаги для этого подписывали два замглавы комитета - Юрий Москальцов и Леонид Холод.

По данным Генпрокуратуры, пошли все эти квоты, однако, не на научные цели, а достались фирмам, близким Валентину Цветкову. В первую очередь они перепали ГУП «Магаданское предприятие по добыче и переработке морепродуктов» (МПДПМ), которое было создано по приказу губернатора и при участии Виктории Тихачевой. Причем МПДПМ не только не обладает научными судами, но и вообще не имеет своего флота. В результате под видом исследований было выловлено синего краба, трубача и краба-стригуна на 100 млн. рублей. По данным генпрокуратуры, во всей этой истории просматриваются злоупотребления со стороны покойного г-на Цветкова и возможные нарушения представителей Минприроды. За последний месяц следователи арестовали гг. Рогатных, Тихачеву, Москальцова, но, как заявил замгенпрокурора Владимир Колесников, «это не единственные обвиняемые, которые пойдут за решетку по этому делу».

ВСЕХ НЕ ПЕРЕСАЖАЕШЬ

Согласно постановлению о предъявлении обвинения «губернатор Магаданской области Валентин Цветков, действуя в интересах Тихачевой, руководителя ООО «Магаданрыбфлот» и ООО «Дальрыбфлот», а также заместителя председателя Госкомрыболовства Москальцова, одновременно являющегося одним из совладельцев АО «Дальрыба», используя свое высокое должностное положение и авторитет, предпринял меры для необоснованного выделения дополнительных научных квот».

Вообще работы по определению запасов морских биоресурсов и общих допустимых уловов проводятся одиннадцатью НИИРО по всей стране. Скандалы с «научными квотами» неоднократно возникали и в Приморье.  МагаданНИИРО не исключение. По решению ученого совета ему регулярно выделялись подобные лимиты. Поскольку своего флота у института не было, не считая сломанного тральщика «Зодиак», он заключал трехсторонние договоры с рыбодобывающими компаниями и Национальным рыбным ресурсом, фактически выполняющим функции ХОЗУ Госкомрыболовства. При этом нормативных документов, касающихся распределения прибыли «от научных квот», нет. Практика же сложилась такая. Сначала оценивается примерная стоимость еще не выловленных биоресурсов. Из этой суммы половина денег уходит рыбодобывающим компаниям (в данном случае Магаданскому ГУПу, а также фирмам Тихачевой и Москальцова, которые были близки к губернатору Цветкову), а другая половина распределяется между НИИРО и Нацрыбресурсом в пропорции 70 на 30 процентов.

В прошлом году МагаданНИИРО попросил дополнительных квот на вылов самых валютоемких биоресурсов: 168 тонн синего краба, 1066 тонн краба-стригуна-опилио и 972 тонны трубача. Как утверждается в прокурорском постановлении, летом 2002 года Рогатных «по сговору с Цветковым, Тихачевой и Москальцовым подготовил и утвердил, без рассмотрения на ученом совете, биологическое обоснование увеличения допквот, причем сделал это задним числом». Тем самым, как считают следователи, директор института ввел в заблуждение чиновников Минприроды и Госкомрыболовства, готовивших правительственное постановление.

Далее в бумаге генпрокуратуры отмечается, что «выловленная продукция была продана за рубеж на общую сумму не менее $ 6,2 млн., чем причинен тяжкий ущерб государству».

В Госкомрыболовства утверждают, что арестом Москальцова, Рогатных и Тихачевой генпрокуратура создает опасный прецедент. «Дополнительные квоты получали и на Камчатке, и в Приморье, и на Каспии, - говорят там. - Это случается сплошь и рядом. Даже если предположить, что Рогатных был не прав, но его решение о выделении допквот одобрили эксперты Минприроды. Они его не поправили, посчитав обоснование вполне убедительным. Сама же процедура подписания и согласования правительственного постановления была безупречна. Получается, что сажать надо всех. Так будет и логично, и справедливо. А то сейчас доходит до смешного. Например, следователи нам ставят в упрек, что мы нарушили правительственное постановление № 566 «О правилах вылова биоресурсов в научно-исследовательских целях...», которое предусматривает добычу рыбы только силами флота НИИРО. Но это абсолютно нереалистичный документ, потому что у институтов мало собственных судов, а без привлечения кораблей со стороны они не смогут выполнять научные задачи». Впрочем, на практике нередко случается, что «научные задачи» бывают сильно преувеличены.

ЧЬЯ ЧЕШУЯ

Дело о злоупотреблениях в рыбной отрасли может получить новый поворот – в свою очередь, Виктория Тихачева выступила с беспрецедентным заявлением о давлении на нее сотрудников ГУБЭПа МВД с целью получения взятки и ликвидации ее бизнеса. Оно опубликовано на сайте газеты «Известия» и направлено на имя начальника Главного управления собственной безопасности МВД России Константина Ромодановского. Тихачева написала заявление, еще будучи на свободе.

«Считаю, что возбуждение данного уголовного дела умышленно инициировано прокуратурой Магаданской области и сотрудниками ГУБЭПа МВД России в интересах частных коммерческих организаций ООО «Маг-СИ» и ООО «Тихоокеанская рыбопромышленная компания», - утверждает Тихачева. - Оно направлено на перераспределение квот на вылов водных биоресурсов в пользу этих организаций, которыми руководит Михаил Котов. Цветков считал, что при распределении квот основным приоритетом для области является загрузка мощностей ГУП «Магаданское предприятие по добыче и переработке морепродуктов». С такой позицией был не согласен Котов, который всяческими способами пытался отвоевать для своих фирм льготы, цена которых - миллионы долларов. В частности, Котов через одного из членов правительства просил Цветкова передать ему часть квот на вылов 400 тонн краба и 200 тонн трубача. Губернатор в просьбе отказал, сказав ему: «Если хотите нормально работать, то на общих основаниях заключайте договор с ГУПом о совместной работе - никаких исключений ни для кого не будет».

Сначала Котов отказался, но затем через своего заместителя начал вести переговоры. 16 октября 2002 года условия договора между фирмой Котова и ГУПом были окончательно согласованы, но сам документ не подписан. В этот же день Котов неожиданно для всех улетел из Магадана в Аргентину. Через два дня в Москве был убит губернатор Цветков. 20 октября по своим каналам узнаю, что на меня от Котова поступил заказ в ГУБЭП МВД России.

24 октября сразу же после похорон Цветкова меня вызвал заместитель начальника 11-го отдела ГУБЭПа Эдуард Васильев. Он заявил буквально следующее: «Мы знаем, что у вас имеется дом в Сиэтле. Не хотите ли вы оставить свой бизнес и уехать туда? Вам необходимо подумать о детях. В противном случае у вас будут проблемы. Вы же понимаете, что я, сидя в этом кабинете, могу вам их организовать. Выхода у вас нет. Идите и хорошо подумайте».

1 ноября Васильев вновь пригласил меня и поинтересовался, подумала ли я над его предложением и что выбрала. На мой ответ, что мне нечего бояться, фирму я не ликвидирую и никуда не уеду, Васильев заявил: «Тогда увидишь, что я с тобой сделаю. Когда тебе будет совсем плохо и ты передумаешь - позвони мне», - и дал свой номер телефона.

6 ноября и.о. прокурора Магаданской области Н. Носиков возбудил уголовное дело по факту незаконного распределения квот в 2002 году. Вскоре мне позвонил один знакомый и сообщил, что на него вышли сотрудники ГУБЭПа и попросили убедить меня не упираться. В качестве отступного они просили $5 млн. При следующей встрече он сказал, что ГУБЭПовцы согласны в счет денег взять рыболовецкие суда... Часть разговоров я записала на пленку... Последовательность вышеизложенных событий, удивительная быстрота их развития сразу после убийства Цветкова наводят на очень серьезные подозрения о причинах убийства... Котов любой ценой хотел стать в Магаданской области монополистом в сфере добычи водных биоресурсов».

Еще более определенно выступила вдова губернатора Л. Цветкова, заявившая в письме министру внутренних дел Борису Грызлову, что «оперативник Васильев на встрече с Тихачевой заявил, что у Котова большие связи в Москве, а Родин (бывший министр рыбного хозяйства) является его компаньоном в фирмах «Маг-СИ» и «Тихоокеанская рыбопромышленная компания». Родин, в свою очередь, дружит с заместителем генпрокурора Владимиром Колесниковым, возглавляющим расследование убийства моего мужа. И вообще мне непонятно, почему следователи ищут следы преступной деятельности Цветкова на посту губернатора вместо его убийц».

Сейчас оба эти заявления находятся в Генпрокуратуре России, сотрудники которой по факту вымогательства возбудили уголовное дело. Как оно развивается, неизвестно. Но теперь Тихачева и вдова Цветкова небезосновательно утверждают, что аресты по этому делу - месть правоохранительных органов за строптивость.

Расследование убийства дальневосточного губернатора повлекло за собой не только арест крупных чиновников, но и очередной передел в мутных водах рыбной отрасли. Независимо от того, как будут развиваться уголовные дела, эксперты предрекают – дни Госкомрыболовства сочтены. По данным источников «В», в столице уже решают вопрос не о ликвидации комитета (это дело решенное), а о том, как распределить его функции. Большую рыбу делят в Москве.

Автор: Анатолий ВОРОНИН, специально для «В», Алексей РАСПУТНЫЙ, «Владивосток»