Газон, альпинарий. И далее…
Перефразируя известное, иметь красивый и ухоженный сад лучше, чем его не иметь. Традиции возделывания садов уходят в глубину веков, к золотому детству человечества: помните, сады Семирамиды? Эдем? Случайно ли именно сад считался райским местом?
«В» продолжает знакомить своих читателей с представителями среднего и малого бизнеса. В номере «В» за 26 февраля о своей компании рассказал Геннадий Чупин, директор ЗАО «Торговый дом «Строитель», но по сути «строительная» тема поистине не имеет границ, это один из самых динамично развивающихся видов бизнеса. Сегодня во Владивостоке работают несколько десятков предприятий по самым разным направлениям – строительные материалы, краски, сантехника, услуги, дизайн помещений… Ремонт или строительство из подручных материалов – неактуально. Более того, в буквальном смысле строительство не заканчивается с кладкой последнего кирпича. Все заметнее роль дизайна, аксессуаров для дома. Пространство вокруг него тоже можно строить. В нашу жизнь прочно вошел термин «ландшафтный дизайн». Эту область представляют ООО «Паритет-В» и студия «АртТек».
Перефразируя известное, иметь красивый и ухоженный сад лучше, чем его не иметь. Традиции возделывания садов уходят в глубину веков, к золотому детству человечества: помните, сады Семирамиды? Эдем? Случайно ли именно сад считался райским местом?
Собственно, любое явление претерпевает трансформацию, связанную со временем. Сегодня «сады семирамиды» – private, частная территория владельца коттеджа или загородного дома. И конечно, здесь существуют свои мода, правила оформления, способы ухода и так далее. «Прогулку» по саду корр. «В» совершил вместе с Игорем Толстяковым, директором ЗАО «Паритет-В», компанией, работающей в сфере ландшафтного дизайна в Приморском крае.
Традиции
Если говорить о них, то уж, конечно, не пускаться в древность. Мы получили грустное наследство – годы социалистического хозяйствования чудовищно унифицировали всех и вся. Советское благоустройство придомовой территории подразумевало десяток деревьев, беленые бордюры, клумбы в лучшем случае… Сегодня многое изменилось. Индивидуальное жилье или малоэтажный комплекс требуют соответствующего «оформления». К слову, владельцы дома, как правило, хотят большой участок земли. Но все мы вышли, как говорится, из народа. Крестьянского. Может быть, в этом корень необъятности советского дачного движения. Занятно наблюдать за бывшими разбогатевшими дачниками, которые стремятся и газон превратить в огород. Но если серьезно, даже в этой страсти дизайнер поддержит вас. Ведь обычные грядки можно засадить морковкой и свеклой, скомпоновав их по цвету и форме листа. Этакий декоративный огород.
Что же касается сада… Было бы неверно рассматривать его как отдельный объект. Пространство, окружающее дом, единое целое с этим домом. Водоем, альпийская или японская горка, регулярный парк. Все должно быть в гармонии.
О вкусах спорят
Как правило, люди, позволившие себе построить дом, успешны в жизни и бизнесе. Разумеется, они куда-то съездили и что-то посмотрели. Личные впечатления, привезенные из-за рубежа, пробуждают интерес к специальным изданиям по ландшафтному дизайну. Собственно, это основная база, формирующая вкусы клиентов. Разговор в ООО «Паритет» начинается с того, что нравится вообще, что хотели бы иметь в частности. При этом заказчиков можно разделить на две группы. Одни четко знают, чего хотят. Другие готовы рассмотреть предложения дизайнера и выбрать. И они-то – самая благодарная публика. Дизайнер выясняет состав семьи, образ жизни, потребности, даже состояние здоровья и, исходя из этого, делает первоначальный проект. Понятно, что работа над ним занимает не один месяц. Заказчик может скорректировать идею. Словом, проект шлифуется, доводится до совершенства. И это, можно сказать, совместное творчество. Упрекнуть таких клиентов в нуворишестве не повернется язык, хотя случается, что выросший на Украине владелец дома, построенного в английском стиле, непременно желает посадить каштаны. Удержать его в рамках вкуса тоже задача дизайнера…
Проект
Газон, дорожки, патио, альпинарий, цветник… Терминологию в сторону. Ведь это названия уже готовых объектов, очередь которых – вторая. Первый - проект. Он состоит, как правило, из двух основных частей. Для начала клиенту предлагают выбрать из нескольких вариантов оформления территории у дома один. После этого приступают к разработке проекта, состоящего из визуального эскиза и необходимого комплекта архитектурных документов.
Но карты в руки дизайнеру. Вернее, карту. Потому как детальная планиметрическая и геодезическая разработка местности на бумаге действительно напоминает карту. Впрочем, как и рисунок внешнего вида участка напоминает картину, выполненную художником. Собственно, дизайнер и есть художник. Разница лишь в том, что его рисунок не допускает вольностей. Ведь это точная схема для исполнителей проекта. А сделать это, пользуясь готовыми расчетами, может любой строитель.
Себе и людям
Бесспорно, большая часть клиентов ООО «Паритет» - частные лица, представители среднего и малого бизнеса. Но компания внесла свою лепту и в масштабный проект - оформление набережной Спортивной гавани (читайте в «В» за пятницу, 21 марта). Разработка газонов – ООО «Паритет». Единственное место в центре города теперь притягивает не только истовых любителей пива, но и прогулок по чистой и красивой оформленной территории, где даже деревья подбирались с учетом направления ветров.
К слову, ООО «Паритет» принадлежит еще одна идея, к сожалению, пока не реализованная. В центре мало приятных мест для прогулок. И в свое время Игорь Толстяков предложил организовать Губернаторский сад у здания ТУРНИФа на Корабельной набережной. Но пока все остается на уровне идеи. Понятно, что у городских властей проблем хватает. Не до садов. А жаль. Ресурс частных компаний в строящемся и хорошеющем Владивостоке можно было бы использовать в полной мере. Бизнес-структуры, готовые вложить деньги в решение городских проблем, есть, нет четкой системы организации и раздачи тендеров. Но это уже другая история…
Цена вопроса
Понятно, что и частный дом, и частный сад – удел избранных. Цена вопроса достаточно высока, 30-40 процентов от общей стоимости строительства. Ландшафтный дизайн, безусловно, элитный бизнес. Скажем лишь о том, что для Владивостока это перспективное направление. Здесь оно развивается быстрее, чем в том же Хабаровске, где нет такого четко сформированного спроса. К примеру, этот бизнес сопряжен с развитием смежных направлений: подготовкой профессиональных садовников (пока их днем с огнем не сыщешь), существованием зеленых питомников – частных и государственных. Ведь ландшафтный дизайн немыслим без наличия разнообразных деревьев, кустарников, цветов. Скажем и еще об одном – ООО «Паритет» и ему подобные компании продают свою идею и руки. Цены на продукт формирует рынок, который и выдвинул ООО «Паритет» в лидеры. Такого качества проекты (полномасштабная разработка, включающая компьютерный визуальный план) предлагают единицы в России. И даже тот, кто решил сэкономить на водоемах и альпинариях, может получить здесь элементарную консультацию. И останется доволен.