Идет «бычок», качается

Быть может, баталии на рынке отечественного судостроения не столь громогласны, как на поприще автомобилестроения. Но для приморских рыбодобывающих предприятий, и так переживающих не самые спокойные времена, они не менее важны. Вопрос: что ловить? - неизбежно влечет за собой другой - чем ловить?

20 март 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1327 от 20 март 2003

Быть может, баталии на рынке отечественного судостроения не столь громогласны, как на поприще автомобилестроения. Но для приморских рыбодобывающих предприятий, и так переживающих не самые спокойные времена, они не менее важны. Вопрос: что ловить? - неизбежно влечет за собой другой - чем ловить?

Мало кто из сегодняшних предпринимателей может себе позволить содержать громадную плавбазу, да и деньги на ремонт стареньких МРСок тоже не с неба падают. По словам Александра Иванюты, начальника отдела судостроения и судоремонта администрации края, в замене нуждается больше половины ныне действующего рыбодобывающего флота. Затраты на его ремонт растут даже не в геометрической прогрессии, в 2000 году из 16 млрд. заработанных рыбаками рублей на латание старых дыр ушло около 2 млрд. А в 2001-м на то же самое потрачено уже 5 млрд. Такими темпами через три года рыбопромыслового флота не останется вовсе. Флот требует обновления, но что на что менять? Многие выходят из положения, покупая подержанные  рыболовные суда производства Южной Кореи и Японии. Это относительно дешево, и к тому же российское правительство не взвинчивает искусственным путем цены на товар такого рода.  Однако тут возникает другая проблема – как обойти требования Регистра морского судоходства РФ, у которого на каждый винтик есть своя бумажка с четкими на то инструкциями? Чему быть, а чему, напротив, не бывать никогда. Последние пару лет этот государственный орган уделяет пристальное внимание именно малому рыболовному флоту, к началу навигации 2003 года поспеют и новые “Правила постройки морских рыболовных судов”. Они касаются  и отечественных судостроителей, которые только-только стали заново набирать очки.

Взять хотя бы “Восточную верфь”, что на Улиссе. В течение прошлого года на воду было спущено семь промысловых ботов, еще пять доводятся до готовности в эллингах. Проектировщиком выступило государственное предприятие “Приморское ЦКБ”, генеральным заказчиком проекта и самого строительства - ООО “СоТех”.

Пообщавшись с рыбаками, специалисты “СоТеха” выяснили, чего те хотят от рыбопромыслового судна в новых экономических условиях. Пожелания были конкретными - небольшое, потребляющее минимальное количество топлива, несложное в эксплуатации, и главное – универсальное. Чтобы на нем можно было вести промысел  и рыбы, и ракушек, и прочей морской живности. И вот два года назад на специализированной выставке был представлен на суд общественности искомый проект – ботик, что в зависимости от объекта промысла перестраивается силами того же экипажа под лов сетями, ставными неводами, драгой, ловушками или ярусом.  Первыми покупателями оказались камчадалы, сейчас же большинство ботов уходит именно к приморским рыбакам.

По словам директора ООО “СоТех” Виктора Торопанова, им удалось найти ту самую золотую середину – недорогое, функциональное и, главное, современное судно. На “Восточной верфи”, где идет строительство  рыболовных ботов, рабочие любовно окрестили их “бычками”. За пухлые бока. Таким образом проектанты увеличили полезную площадь трюма, повысили мореходные качества и определили внешний вид судна.

Николай Тарасов, технический директор ОАО “Восточная верфь”, не скрывает своей радости – получилось. Нет, конечно, по сравнению  с заслугами давно минувших дней, когда искры от сварочных агрегатов разлетались по эллингам и днем и ночью, а суда были такими огромными, что обслуживались специальным краном, это и небольшой триумф. Однако стоит припомнить, с каким трудом приходилось восстанавливать само  производство. За простои середины 90-х разбежались лучшие мастера: сварщики, плотники, станочники...… В некотором роде именно с этих ботиков началось  возрождение самой верфи. Старики подучили молодых, появилась и работа, и зарплата. На рыбопромысловых ботах заново обкатали всю технологию производства. Получили и новые заказы, уже посерьезнее, на строительство баржей для пограничников. Как раз из тех, что выдержат и обновленные требования Регистра…...

Автор: Полина ЮРКОВСКАЯ, специально для «В»