Рыбки из мамонта
Добытые из вечной мерзлоты бивни доисторических исполинов в руках Вадима Хижняка превращаются в изящные миниатюрные произведения искусства размером не больше спичечного коробка.
Добытые из вечной мерзлоты бивни доисторических исполинов в руках Вадима Хижняка превращаются в изящные миниатюрные произведения искусства размером не больше спичечного коробка.
Обычной ножовкой Вадим распиливает их на мелкие фрагменты, затем пускает в ход бормашину, почти такую же, как у зубных врачей, потом обтачивает, придавая заготовкам очертания будущих изделий: рыбок, людей или животных. И наконец, с помощью специального самодельного инструмента начинает скоблить свое изделие, кропотливо, миллиметр за миллиметром, дни, а иногда даже месяцы, чтобы вдохнуть жизнь в своего костяного персонажа.
Мастерству резчика Вадим Хижняк учился сначала по книгам, потом у друга - выпускника холмогорской косторезной школы, одной из лучших в стране. Сначала материалом служило дерево, потом моржовый клык и зуб кашалота. И теперь в мастерской художника можно увидеть метровые моржовые клыки и гигантский зуб кашалота 16 сантиметров в длину – мастер купил их у бывших китобоев.
В 1985-м при владивостокской фабрике сувениров друзья создали косторезный цех. Были совместные выставки в музее им. В. Арсеньева. На первой из них музей оптом купил все представленные экспонаты. Увы, с началом реформ фабрика тихо разорилась, и Вадим занялся частным бизнесом, благо появилась возможность вывозить свои работы за рубеж или продавать туристам. Однако дело это довольно хлопотное, потому что по международной конвенции 1976 года власти многих стран часто запрещают ввоз изделий из кости слона, моржа или кашалота. Запрет налагается в том случае, если нельзя доказать, что эти животные были убиты до подписания конвенции. Именно по этой причине Вадим и обратился к ископаемому материалу.
- Кость мамонта по текстуре очень сходна со слоновьей, - рассказывает Вадим. – А по цвету отличается – у нее желтовато-кремовый оттенок. Достать сейчас этот ископаемый материал пока удается без проблем. Как правило, на мои объявления в газете откликаются бывшие геологи, которые работали в Якутии. У многих из них бивни мамонта пылятся в гаражах без надобности и 10, и 20 лет. Моя цена - 20 долларов за килограмм, - как правило, их устраивает. Ведь с такой костью приходится очень много работать – из-за неправильного хранения, перепада температур она трескается. По правилам сразу после того, как бивни отпиливают, их нужно поместить в целлофановый пакет или покрыть «торцы» лаком и хранить в холоде. Такой «грамотный» товар можно купить через Интернет, но стоит он почти в три раза дороже. Обычно бивни мамонта находят случайно, их вымывает весенними разливами рек на просторах Якутии.
Так что свои миниатюры Вадим Хижняк создает, исходя из «каприза» бивня. Небольшие по размеру фигурки и в будущем меньше подвержены трещинам. Опять же такой «формат» удобен при организации выставок: вся коллекция умещается в одну сумку. У Вадима их было несколько: в Южной Корее, во Франции, на Аляске. И все прошли с большим успехом. В Джуно (столица Аляски) выставка продолжалась всего четыре часа, но за это время на ней побывал весь город.
За время работы с костью мамонта Вадим создал несколько серий забавных фигурок. В одну из первых вошли персонажи советской и российской политики - от Ленина до Ельцина. Сейчас большинство из них проданы, остались только два Ленина: один тащит бревно, другой – прилег отдохнуть в шалаше.
Еще одна серия посвящена бандикутам – австралийским сумчатым мышам. Около десятка этих веселых грызунов составляют экипаж вырезанного из дерева дирижабля. Есть среди них радист-пулеметчик, космонавт и даже секс-бомба.
Последние несколько лет Вадим увлекается рыбами, причем его создания не стремятся быть похожими на реальных обитателей глубин. Как правило, они «вооружены» острыми плавниками, внушительными зубами, крепкими челюстями и чем-то напоминают рептилий.
При этом Вадим отнюдь не считает их агрессивными, напротив – очень естественными.
- Рыбы – это у меня центральная вещь. Может быть, потому, что это целый загадочный мир. При этом я стараюсь не смотреть на настоящих рыб, чтобы делать не столько рыб, сколько мое представление о них. Даже не помню, когда в последний раз был в океанариуме.
Стоит одна миниатюра недешево - работа требуется филигранная. Тем не менее многие ценители резьбы по кости имеют в своих коллекциях произведения Вадима Хижняка. Есть в них что-то притягательное. В первую очередь возраст материала, из которого они сделаны, который исчисляется 20 тысячами лет.
Автор: Анатолий МЕДЕЦКИЙ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»