Это гордое слово – потребитель!

Канули в Лету уж те времена, когда, желая пригвоздить человека к позорной стене, ему презрительно говорили: потребитель! Ныне это слово звучит гордо, потребитель – основа процветания государства, на защиту его прав встают законодатели, Совет Европы, даже ООН.

14 март 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1324 от 14 март 2003

Канули в Лету уж те времена, когда, желая пригвоздить человека к позорной стене, ему презрительно говорили: потребитель! Ныне это слово звучит гордо, потребитель – основа процветания государства, на защиту его прав встают законодатели, Совет Европы, даже ООН.
В многолетней войне «покупатель - продавец» наметился робкий перевес в правильную сторону. Это, кстати, подтвердила и «Прямая линия», в ходе которой на вопросы читателей отвечали специалисты краевого комитета по защите прав потребителей Валентина ГЛАЗЫРИНА и Нина ЗАБЕГАЕВА.

СУЕТА ВОКРУГ ГАРАНТИИ

Я купил холодильник. В  договоре купли-продажи продавец пометил: срок гарантии – один год. А дома в паспорте холодильника я прочитал, что производитель дает три года гарантии. И мне непонятно, кто же прав…

Н. З. – Гарантийный срок любого товара – тот, который указывает производитель. И если продавец ставит в договоре купли-продажи меньший срок, вы имеете право потребовать внести исправление и написать тот срок, который указан изготовителем!

Могу ли я вернуть в магазин стиральную машину, если в течение гарантийного срока меня не устроили некоторые ее технические характеристики?

В. Г. - Нет, не можете. Когда вы покупали машину, вы же читали инструкцию по эксплуатации, где указаны все технические параметры.

- А если проявился дефект?

В. Г. – Вот если проявился дефект, то в течение гарантийного срока вы можете предъявить претензию в письменном виде продавцу – на ремонт за его счет или возврат денег. А если после ремонта дефект проявился опять, можно потребовать замены товара. Но выдвигать претензию, если вам просто не нравится ваша покупка, нельзя.

Сегодня многие магазины предлагают купить товар в кредит. Но продавец мне сказал, что на купленную таким образом бытовую технику не распространяется срок гарантии. Это правда или нет?

В. Г. – Конечно нет. Приобретение товара в кредит вовсе не освобождает его от гарантийного срока. Его устанавливает производитель, продавец отменять не имеет права. Тем более на сложную бытовую технику. Я бы просто посоветовала вам не покупать ничего именно в этом магазине, а оформить кредит в другом.

Купил в магазине сланцы, через день после истечения гарантийного срока они порвались. В магазине мне сказали, что нужно провести экспертизу, а она стоит в пять раз дороже сланцев! Что делать?

Н. З. – Экспертизу нужно провести для того, чтобы определить, порвались сланцы в результате заводского брака или по вашей вине.

Сегодня гарантийный  срок на обувь в разных магазинах составляет от 10 до 70 дней. А какой он должен быть на самом деле?

В. Г. – Если на обувь не дает гарантийный срок фирма-производитель, продавец вправе установить гарантийный срок любой продолжительности или вообще его не устанавливать. Поэтому, прежде чем покупать обувь, поинтересуйтесь гарантией.

КСТАТИ

К сожалению, сегодня каждый производитель обуви устанавливает свой гарантийный срок. Конечно, те, кто заинтересован в покупателе, дают большую гарантию. Поэтому и выгодней покупать обувь в магазинах, напрямую работающих с производителем.

ГДЕ ИСКАТЬ ПРАВДУ?

Зовут меня Зинаида Ефремовна. Зашла я в магазин на рынке, купила творог и колбасы. Чек мне не дали. Дома поняла, что меня обсчитали на целых 22 рубля, творог продали не по 65, как у них написано, а по 74 рубля. Мне много лет, ноги болят… Но я вернулась в этот магазин, а меня там по матушке послали…

В. Г. – Я понимаю вашу боль и обиду, Зинаида Ефремовна. Вы позвоните нам в комитет по телефону 22-18-51, назовите фамилию того частного предпринимателя, которому принадлежит магазин, мы свяжемся с госторгинспекцией и разберемся в вашей проблеме.

Я купил куртку на китайском рынке, а вскорости на ней шов разошелся. Что, пропали, наверное, денежки, ничего не поделаешь?

В. Г. – Ну почему же? На каждом рынке сейчас есть администрация. Если вы точно помните, у кого покупали куртку, вам надо написать заявление в двух экземплярах, указав, что именно произошло с курткой и чего вы хотите – заменить ее, отремонтировать за счет продавца, вернуть деньги полностью или частично, и отнести в администрацию рынка. Как правило, они находят возможность повлиять на продавцов. Да и сами продавцы сейчас охотно соглашаются на то, чтобы снизить стоимость товара и вернуть разницу покупателю.

Меня зовут Николай Андреевич. На рынке «Березка» творится форменное безобразие! Купил я в одном месте свиную ножку, через два лотка перевесил – разница сто граммов!

В. Г. – На рынке «Березка», как и на любом другом в городе Владивостоке, имеются контрольные весы. И вам не нужно было ссорить продавцов, а надо было просто взвесить свою покупку на контрольных весах. Если вес меньше названного продавцом – подойдите в администрацию рынка и сделайте заявление.

У меня дом стоит за сопкой, многие телеканалы не ловятся. Я решила установить новую антенну и позвонила по объявлению в газете. Пришел мастер, взял 300 рублей, привинтил какую-то коробочку и ушел. С тех пор звоню, меня все завтраками кормят, а антенны так и нет. Что делать?

Н. З. – А какие документы у вас остались? Чек, квитанция?

- Никаких…

Н. З. – Ну как же так, вы отдаете кому-то деньги и ничего не требуете взамен! Теперь пишите письменное заявление в двух экземплярах в адрес руководителя фирмы, требуйте доделать работу. Если будут открещиваться, звоните к нам в комитет.

ВОПРОС НЕ К НАМ, НО МЫ ПОМОЖЕМ

Добрый день! Несколько  дней назад я заказала такси, чтобы отвезти ребенка в больницу, а машина не пришла. Как я добиралась до клиники с грудным ребенком – рассказ отдельный. Могу ли я как-то повлиять на нерадивых таксистов?

В. Г. – Конечно, можете. Напишите заявление, изложите в нем суть произошедшего, пришлите или принесите в наш комитет, и мы вместе с транспортной инспекцией инициируем проверку фирм-извозчиков. А о ее результатах расскажем на страницах газеты.

Я протезировала зубы, и там мне выдали кассовый чек, а налоговая инспекция его не принимает и требует еще товарный чек…

В. Г. – При расчетах за услуги населению обязательно выдается кассовый чек или бланк строгой отчетности. Если у вас требуют товарный чек, обратитесь за разъяснением в краевую налоговую инспекцию. Думаю, там вам помогут.

«Дальсвязь» начисляет  налог с продаж на абонентскую плату за телефон, на оплату переговоров. Законно ли это?

Н. З. – Список услуг, которые облагаются налогом с продаж, устанавливается законодательным органом субъекта федерации. Наши депутаты внесли туда телефонную связь, что поделаешь…

Я оплатила роды, это большие деньги, а отношение ко мне было просто свинским, могу ли я потребовать компенсации морального вреда и возврата денег?

В. Г. – Если вам в роддоме оказали все услуги, перечисленные в заключенном договоре, возврата денег вам не добиться. А возместить моральный вред можно попытаться через суд и только в том случае, если у вас будут свидетели, которые подтвердят, что вас оскорбляли, например…

ДОРОГАЯ КОММУНАЛКА

Я работаю сутки через трое. То есть треть месяца меня дома не бывает, а плачу я квартплату полностью. Правильно это или нет?

Н. З. – Правильно, потому что плата за коммунальные услуги снижается или снимается совсем только в том случае, если гражданин отсутствует дома НЕПРЕРЫВНО свыше месяца (например, лежит в больнице или живет на даче) и может доказать это документально – принести справку, например.

Почему меня заставляют  оплачивать теплоэнергию в течение всего года? А если я хочу платить только по факту?

Н. З. – Порядок оплаты коммунальных услуг, ставки, тарифы утверждаются органами местного самоуправления. Сегодня в крае существуют два варианта оплаты тепла: по факту и весь год, и каждый потребитель вправе выбирать… Обязать вас платить весь год не могут.

У нас на улице Чкалова горячая вода очень грязная, ржавая, вонючая. Мы вызывали работников ЖЭУ, составляли акты о том, что такой водой пользоваться нельзя, а перерасчета нам так и сделали…

Н. З. – При администрации края работает совет по защите прав потребителей. И мы там ставили вопрос о качестве подаваемой воды – как холодной, так и горячей. И выяснилось, что в постановлении администрации города Владивостока нет пункта: должна снижаться плата, если в квартиры подается вода низкого качества – мутная, ржавая или грязная. Между прочим, постановление правительства РФ предусматривает перерасчет за некачественную воду. Мы направляли письмо в городскую администрацию с пожеланием добавить такой пункт в документ, но пока никакой реакции на это письмо нет. Если вы считаете, что вашей водой совсем пользоваться нельзя, мы бы вам посоветовали обратиться в суд и таким образом добиться перерасчета, тем более что и акты у вас есть.

Я плачу за текущий ремонт дома, а ведь ничего не ремонтируют!

Н. З. – Ваше право – подать в суд и потребовать от ЖЭУ проведения текущего ремонта. Мы знаем много случаев, когда люди выигрывали такие дела, добивались своего. Сегодня закон о защите прав потребителей приведен в полное соответствие с Гражданским кодексом, и на вашей стороне – суд. Главное – не отступать на полпути в отстаивании своих прав.

Здравствуйте! Всю зиму  у нас в доме были холодные батареи. Работники ЖЭУ составили акты, а в «Дальэнерго»  отказываются делать перерасчет… Звоним им, звоним, толку никакого…

Н.З. – Напишите претензию в двух экземплярах, приложите копии актов, отправьте одну заказным письмом с уведомлением о вручении в «Дальэнергосбыт». Получите письменный ответ и, если он вас не устроит, обращайтесь в суд. А звонить бесполезно, телефонные обращения ни к чему чиновников не обязывают, и делать они ничего не будут. Любые действия чиновники начинают предпринимать с того момента, когда получают письменное заявление!

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»