Юрий Оборин: «Только треть злостных нарушителей ПДД по суду лишается водительских прав»
Сегодняшний собеседник корреспондента “В” начальник управления ГИБДД края, главный государственный автоинспектор по Приморскому краю Юрий Оборин.
Сегодняшний собеседник корреспондента
“В” начальник управления ГИБДД края, главный государственный автоинспектор по Приморскому краю Юрий Оборин.- Юрий Владимирович, расскажите, какие в последнее время произошли изменения в возглавляемой вами службе, к лучшему ли они, чем грозят нашим согражданам?
- Изменения, действительно, происходят и касаются они в основном статуса нашей службы. Если вы заметили, с недавних пор начальника управления ГИБДД наделили дополнительными полномочиями
– главного госавтоинспектора по Приморскому краю. Сделано это было в соответствии с указом президента РФ, а цель нововведения - повысить значимость всей службы. Отныне руководитель краевой госавтоинспекции наделен правом выносить предписания главам городских и районных администраций в части, касающейся организации безопасности дорожного движения. Отмахнуться от выданных нами предписаний будет невозможно. Ведь в данном случае главный государственный инспектор выполняет “государеву” волю.С другой стороны, постановление правительства обязывает нас поднимать образовательный уровень инспекторов дорожного движения. Теперь в массе своей это будут не сержанты, а офицеры, и только с высшим и средним специальным образованием.
- Неужели уволите не дотягивающих до планки инспекторов?
- Нет. Нашим опытным кадрам мы, конечно, дадим возможность дослужить. Но пополняться штат инспекторов будет в соответствии с заявленными принципами, которые продиктованы задачами сегодняшнего дня. Ныне инспектору дано очень много прав: при
“разруливании” дорожных ситуаций он призван, с долей условности, выступать в нескольких ипостасях – и следователя, и судьи, и врача. Понятно, что человек на такой работе должен обладать достаточно высоким уровнем знаний. Кроме того, мы рассчитываем, что с приходом грамотных людей повысится и культура отношений между инспектором и участниками дорожного движения, станет меньше злоупотреблений.Если же говорить о более отдаленной перспективе, то есть намерение предать госавтоинспекции статус федеральной службы. Случись так, ее реальные права станут еще шире. Согласитесь, нам, находясь в условиях зависимости от органов местной власти, трудно вести независимую политику в плане безопасности дорожного движения. Например, сегодня мы закроем какой-либо автобусный маршрут, справедливо посчитав его небезопасным для жизни людей, а завтра обратимся за помощью в районную или городскую администрацию. Как там на нас посмотрят?
- Вы говорите, что полномочия ваших работников становятся все шире. Однако кое-каких функций автоинспекцию все-таки лишили. Например, взимать штрафы, лишать водительских прав, проводить на месте освидетельствование на предмет употребления водителем алкоголя. С какими проблемами в этой связи столкнулась ГИБДД?
- Особых проблем не возникло. Служба идет своим чередом. За прошедший год инспекторами ГИБДД в крае было зарегистрировано 870 тысяч нарушителей дорожного движения. Сложность, пожалуй, заключается в том, что, выписав на месте квитанцию о штрафе, мы не можем проконтролировать его взыскание. Суды принимают меры наказания, но в госавтоинспекцию эта информация, к сожалению, не поступает. Претензии к суду ГИБДД высказывать не в праве. Но, к слову, переданные нами в суд дела, где состав правонарушений предусматривает лишение водительских прав, а, значит, подразумевается грубое нарушение правил дорожного движения, только в 30 процентах случаев заканчиваются этим строгим наказанием виновного.
Со вступлением в действие постановления правительства о новом порядке медицинского освидетельствования нетрезвых водителей у госавтоинспекции тоже возникли непредвиденные затруднения. Теперь, как известно, подобную экспертизу предписано проводить в медицинских учреждениях. Все бы ничего, но с некоторых пор медики требуют с ГИБДД плату за свои услуги, хотя есть разъяснение, что проводить экспертизу следует за счет Минздрава с планированием этой статьи расходов в его бюджете.
- Появились ли какие-либо изменения в правилах прохождения технического осмотра?
- Очень незначительные. В связи с введением нового налога на транспортные средства был упразднен прежний дорожный налог, квитанцию об уплате которого ранее нужно было предъявить при прохождении ТО. Теперь в этом надобность отпала.
- Резкий рост пошлин на ввозимые иномарки обязательно приведет к увеличению количества автомашин-развалюх на дорогах края. Как ваша служба намерена контролировать ситуацию?
- Правительственным постановлением введена обязательная организация специализированных пунктов технического осмотра автомобилей. Их посредством краевое управление ГИБДД и собирается держать ситуацию под контролем. Но не только. Согласно новому административному законодательству, в случае, если есть визуальные нарушения, т.е. присутствуют явные признаки аварийного состояния автомобиля, госавтоинспектор вправе запретить его эксплуатацию вплоть до снятия номерного знака.
- Сегодня идет много разговоров об ужасном техническом состоянии маршрутных автобусов, бегающих по дорогам Владивостока, немыслимых нарушениях их водителями правил дорожного движения. Как, на ваш взгляд, можно навести порядок в этом секторе городского хозяйства?
- Во Владивостоке ситуация с маршрутным движением, действительно, наиболее сложная. Связываю это, в первую очередь, с развалом системы муниципальных транспортных предприятий. В ходе недавнего месячника по проверке автобусного хозяйства в краевом центре выявлены тысячи нарушений. Был зафиксирован 21(!) случай, когда за рулем пассажирских автобусов находились нетрезвые водители. Неудивительно, что в прошлом году с участием маршруток во Владивостоке произошло два дорожно-транспортных происшествия с тяжкими последствиями. Да и сегодня нередки случаи, когда в борьбе за клиентов водители автобусов затевают настоящие соревнования, обгоняя друг друга даже на путепроводе, что строжайше запрещено. Поэтому, чтобы придать движению маршрутных автобусов цивилизованный вид, необходимо прежде всего установить жесткий график их движения, оборудовать дополнительные
“карманы” для посадки пассажиров. Ведь имеющиеся остановки были рассчитаны на прежний автобусный парк. И коль нет возврата к муниципальному транспорту, есть насущная потребность в оборудовании определенных мест парковки автобусов с непременными технической и медицинской службами. Пока автобусы стоят во дворах, у дома, водитель, даже будучи очень “тяжелым”, легко добирается до своего рабочего места. О контроле технического состояния транспортного средства в этом случае речь вообще не идет. Озаботиться указанными проблемами, на наш взгляд, должны сами перевозчики, но, разумеется, под чутким руководством городской администрации. Соответствующее предписание городским властям мы направим.- С началом весны на дорогах Приморья заметно больше появляется женщин-водителей. Не ухудшает ли прекрасная половина статистику дорожно-транспортных происшествий?
- Хочу ответственно заявить: несмотря на то, что женщины-водители не всегда используют зеркало заднего вида по его прямому назначению, дисциплину на дороге они нарушают не чаще, чем мужчины. Другое дело, что в народе за схожее нарушение женщин почему-то принято поносить вдвое больше. Мужикам эту дискриминационную практику пора заканчивать.
Автор: Виталий МОГИЛЬ, «Владивосток»