Долги по осени считают
В государственном агентстве по продовольствию не иссякает поток посетителей из районов края – в разгаре заключение договоров с хозяйствами на предстоящий сельскохозяйственный сезон. Только что завершилась работа с предприятиями первой группы, сейчас подписываются контракты с хозяйствами второй группы, следом пойдет третья.
В государственном агентстве по продовольствию не иссякает поток посетителей из районов края – в разгаре заключение договоров с хозяйствами на предстоящий сельскохозяйственный сезон. Только что завершилась работа с предприятиями первой группы, сейчас подписываются контракты с хозяйствами второй группы, следом пойдет третья.
- Что это за деление такое, разве не все наши сельхозпроизводители имеют право на авансирование в канун весенне-полевых работ и помощь со стороны государства с обеспечением ГСМ, удобрениями, семенами? - обратился корреспондент «В» за комментариями к генеральному директору агентства Александру Табаченко.
- Для нас не имеет значения, большое это хозяйство или маленькое, коллективное или частное, главное, чтобы оно было надежным партнером, - объясняет Александр Анатольевич. – Практика, когда предприятиям просто могли «простить» выданные из государственного кармана займы, канула в Лету вместе с продовольственной корпорацией, на смену которой в декабре 2001 года пришло наше агентство. Поменялась не только вывеска, но и подход к делу. Мы проанализировали кредитную историю хозяйств, которые работали с корпорацией в течение шести лет ее существования, и разделили их на три группы по вполне объяснимой логике. В первую вошли предприятия, добросовестно возвращающие долги. Им можно верить, поэтому они могут воспользоваться упрощенной схемой авансирования – только на условиях договора. Из 180 хозяйств, с которыми мы работаем (всего в крае примерно 400 сельскохозяйственных предприятий), в первую группу попали 74. Предприятиям, с которыми заключаем договоры во вторую очередь, также выделяются материальные ресурсы, но уже под залог (как правило, техники). Для предприятий третьей группы дополнительным условием является гарантия со стороны администрации муниципального образования. Считаю, что местные власти должны разделять ответственность со своими предприятиями.
- А если стихия, как прошлой осенью, будто языком слизавшая и рис, и сою? Беда в том, что именно на эти культуры делалась основная ставка.
- На урожай сои и риса мы тоже рассчитывали прежде всего. Но тем не менее очень многие хозяйства нашли возможность рассчитаться с агентством: мясом, зерновыми, другой продукцией. Но прошлогодняя стихия подтолкнула нас к страхованию вкладываемых в сельское хозяйство средств. Пока в России такого опыта немного, если страхование и практикуется, то лишь самых неуязвимых культур. Приморские хозяйства с нынешнего года должны обязательно заключать договоры страхования на случай полной потери урожая.
- На какую материальную поддержку хозяйства могут рассчитывать накануне нынешнего сельскохозяйственного сезона?
- Суммарный объем материальных ресурсов, которые мы можем распределить в соответствии с договорами, возрос по сравнению с прошлым годом более чем в два раза и составляет 214 миллионов рублей. Но сумма контрактов будет зависеть прежде всего от запланированных хозяйствами объемов производства и от того, смогут ли они их защитить. Почти половина всех средств уйдет на ГСМ, остальное – на запчасти, средства защиты растений, семена. В этом году самое серьезное внимание мы обратили на закупку элитных семян сои, с которыми можно рассчитывать на совершенно иные урожаи. Часть удобрений хозяйства получат бесплатно. Ровно на ту сумму, которую район перечислил в краевой бюджет в качестве земельного налога. Разве не справедливо?
- Для получения высоких урожаев нужны еще новые комбайны, тракторы, культиваторы. Их можно приобрести по лизингу?
- С прошлого года условия федерального лизинга стали неподъемными для наших сельхозпредприятий. Хозяйство должно сразу оплатить около 15 процентов стоимости техники, а потом ежеквартально вносить платежи. Откуда у предприятий деньги до сбора урожая? Поэтому сейчас мы берем на себя первый взнос и ежеквартальные взносы, иначе все надежды хозяйств на федеральный лизинг могли растаять как дым.
- Из-за прошлогодних катаклизмов селяне не только потеряли урожай, но и не смогли поднять зябь. Начало нынешнего сельскохозяйственного сезона на редкость тяжелое. Хозяйства смогут выкарабкаться?
- Для того чтобы им помочь, мы постарались к началу весенне-полевых работ стянуть все возможные материальные ресурсы, субсидии не только первого, но и второго кварталов, поэтому общий объем средств на 2003 год для поддержки селян превышает 270 миллионов рублей. Закупаем новые многофункциональные сельхозмашины, которые могут выручить как раз в таком случае - когда осенняя обработка почвы не производилась. Никто не спорит, тяжело, но плакаться некогда – весна на дворе.
Автор: Отдел специальных проектов "В"