Прибыльный бизнес?

Лишь недавно закончились самые продолжительные каникулы россиян – новогодние праздники, время, когда тысячи и тысячи туристов устремляются за границу. Краткое затишье - и снова бум, на этот раз летний. Тем временем страховые компании подсчитывают убытки от туристов, пострадавших на отдыхе, который, увы, приносит не только приятные минуты.

4 март 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1318 от 4 март 2003

Лишь недавно закончились самые продолжительные каникулы россиян – новогодние праздники, время, когда тысячи и тысячи туристов устремляются за границу. Краткое затишье - и снова бум, на этот раз летний. Тем временем страховые компании подсчитывают убытки от туристов, пострадавших на отдыхе, который, увы, приносит не только приятные минуты.

Страховщики стараются собрать достоверную информацию по травматизму россиян за рубежом не ради собственного любопытства. Большинство иностранных государств требуют, чтобы туристы были застрахованы. Компании ориентируются на статистику страховых случаев при определении стоимости полиса.

К примеру, государства Шенгенской зоны требуют полис  со страховой суммой 30 тыс. долларов, страны Восточной Европы настаивают на страховке в 15 тыс., США рекомендуют туристам страховаться на 50 тыс. Стоит такая страховка недорого - от 0,4 до 1,5 доллара за день пребывания в стране. Любители спортивных забав (дайвинг, горные лыжи, альпинизм и т.д.) заплатят в полтора раза дороже.

Случись какая травма, турист получит по страховке экстренную медицинскую помощь, транспортировку в больницу, амбулаторное лечение, госпитализацию, в худшем случае репатриацию. Оплату всех расходов на лечение несет страховщик.

Самая актуальная страховка на время поездки – та, которая гарантирует предоставление медицинских услуг. Какой-нибудь горнолыжник с разрывом мениска, скалолаз, не сумевший благополучно спуститься с покоренной вершины, или любитель водных лыж, разбивший голову о катер, – такое, к счастью, происходит не каждый день. И все же...

В страховых компаниях есть свой рейтинг диагнозов по страховым случаям туристов. Это вирусо-простудные заболевания, травмы, пищевые отравления, отиты, аллергии, обострения хронических заболеваний, стоматология.

Хотя ежегодно убыточность отдельных направлений растет, страховщики не повышают тарифы на страхование выезжающих за рубеж. Это объясняется жесткой конкуренцией на рынке. В большинстве случаев страховку покупает туроператор, который ради снижения стоимости тура готов экономить на страховой защите.

Туристам, обращающимся за помощью к медикам за рубежом, стоит знать, в каких случаях страховщик откажется возместить расходы клиники на лечение заболевшего на абсолютно законных основаниях. В первую очередь, это алкогольное или наркотическое опьянение. Общепризнанным исключением является отказ в выплате пострадавшим в военных действиях (нестраховой риск), а также в случае, если страховой случай был спровоцирован клиентом с целью извлечения выгоды. Бывает, больной-хроник выезжает за рубеж, где инсценирует обострение. Дорогие лекарства или внеплановую операцию в этом случае должен оплатить страховщик. Поэтому в компаниях тщательно изучают дорогие счета. Процедура выявления мошенников у страховщиков отлажена. Если приходит счет на круглую сумму, то запрашивается история болезни клиента в российской клинике. Если окажется, что была намечена плановая операция и больной «решился» на туристическую поездку, счет не оплачивается.

Но и клиенты, в свою очередь, страдают. Чаще всего от несоответствия обещанного сервиса действительности.

В туристических компаниях Владивостока корреспонденту «В» нарисовали вполне благостную картину. Все выезжающие туристы обязательно имеют страховку, исключение составляют лишь те, кто принципиально отказывается покупать страховой полис. А зря. Практика показывает, что из 200 выезжающих 5 человек (средняя цифра) обращаются за медицинской помощью, особенно к переменам климата и кухни восприимчивы дети. Турист звонит в сервисную компанию (в памятке указано, что делать это следует лишь в том случае, когда без вмешательства специалиста невозможно обойтись). При этом надо не забыть взять счет за телефонные переговоры, который потом обязуется компенсировать страхователь. Также должны быть представлены копии чеков на все медицинские расходы и лекарства. Деньги выплачиваются через 10 дней после прибытия домой и обращения в турфирму, которая организовала тур. Однако в одном из агентств признались, что работают только с двумя проверенными страховыми компаниями. Для надежности.

На деле выглядит это, мягко говоря, не совсем так. Все собеседники корреспондента «В» были единодушны в том, что болеть за границей не стоит, даже если ты застрахован. Виктория П. поделилась очень грустной историей: она с дочерью отдыхала в Харбине и поскользнулась на кафельном полу в крытом аквапарке. В итоге ушиб головного мозга, больничный, растянувшийся более чем на два месяца, и дорогостоящее лечение. Страховая компания выплатила сумму, которая не покрыла его даже наполовину. Еще одна собеседница тоже оказалась недовольна, на этот раз поездкой в Египет, где маленький ребенок серьезно простудился. Все расходы  по вызову врача Наталья С. оплатила сама. Сумма составила 70 долларов, а после возвращения домой ей компенсировали минимальную страховку - около 10 долларов. Словом, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. В этой ситуации вполне оправданной кажется позиция большинства туристов, которых страховка волнует меньше всего. Гораздо важнее маршрут, стоимость, количество звездочек в отеле и прочее. Здоровье и жизнь на последнем месте.

Автор: Ольга ЗОТОВА, "Владивосток"