Пираты XXI века

На минувшей неделе ведущая национальная газета «Комсомольская правда» опубликовала на своих страницах журналистское расследование под общим названием «Пираты XXI века». Большой – с продолжением в пяти номерах – материал о том бандитском беспределе, что творится под носом у многочисленных властей в дальневосточных морях. Думаем, что в отличие от жителей Сибири или средней полосы России местный читатель из этих публикаций узнал мало что нового – приморская пресса (и в том числе «Владивосток») давно и пристально отслеживает эту тему: браконьерскую сдачу рыбы и морепродуктов в порты сопредельных государств с оборотом в десятки миллионов долларов, бандитские захваты добывающих судов у причалов и в открытом море, периодические морские бои с пограничниками, внезапные исчезновения рыболовецких траулеров вместе с их экипажами – все это при известном попустительстве самых разных властей давно уже превратилось во вполне рутинную и привычную карикатуру на то, что в прежние годы подавалось под звонким лозунгом «Богатство моря – на стол народный».

27 февр. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1316 от 27 февр. 2003

На минувшей неделе ведущая национальная газета «Комсомольская правда» опубликовала на своих страницах журналистское расследование под общим названием «Пираты XXI века». Большой – с продолжением в пяти номерах – материал о том бандитском беспределе, что творится под носом у многочисленных властей в дальневосточных морях.

Думаем, что в отличие от жителей Сибири или средней полосы России местный читатель из этих публикаций узнал мало что нового – приморская пресса (и в том числе «Владивосток») давно и пристально отслеживает эту тему: браконьерскую сдачу рыбы и морепродуктов в порты сопредельных государств с оборотом в десятки миллионов долларов, бандитские захваты добывающих судов у причалов и в открытом море, периодические морские бои с пограничниками, внезапные исчезновения рыболовецких траулеров вместе с их экипажами – все это при известном попустительстве самых разных властей давно уже превратилось во вполне рутинную и привычную карикатуру на то, что в прежние годы подавалось под звонким лозунгом «Богатство моря – на стол народный».

Богатства в море и сегодня столько, что черпать - не вычерпать. Распоряжаться вот только им стали в последнее время несколько по-иному...

Поэтому мы и решили, что перепечатывать (хотя бы и с сокращениями) весь блок материалов не представляет интереса. Однако последняя публикация из этого цикла показалась нам чрезвычайно любопытной. В отличие от предыдущих, в ней нет имен и фамилий реальных участников разговора. Но сам этот разговор представляется весьма и весьма показательным.

Стенограмма разговора одного из начальников пограничного соединения в Сахалинской области (точная должность и фамилия - в редакции) с браконьером по имени Михаил. Дата разговора неизвестна, место разговора - остров Сахалин. Жирным шрифтом выделены слова пограничника.

(Играет ресторанная музыка «...Я неважный вид имел, как кавалер...»)

- Так, Миша, давай рассказывай.

- Слушай, ну смотри что. По Гамову, по Гамову... Вопрос не закрыт. Внимательно слушай, не перебивай, много показаний дали фирмачи. Полностью все те показания у меня отксерокоплены. Что Гамов им говорил: вопросы решайте с ним. С тобой, то есть. .

Сейчас очень серьезно ждут Гамова жену. Очень серьезно ждут. Когда она подымется здоровьем. Сейчас всем, кто на Курилах был с Гамовым, всем только и осталось делать, как валить на покойника. Больше никак. Друг он, не друг. Офицер он, не офицер... Хороший он или не хороший...

Факт, что он в Москве там давал одному... Но сейчас тот его даже прикрывать не будет. Сейчас того конкретно одевают. Вован дал команду.

- Какой Вован?

- Путин!!! Сам дал команду по Гамову - найти. Плюс там еще все подняли, корреспонденты, х... И там на Гамова столько...

- То, что по Гамову произошло, для меня, б..., больше неожиданность, чем, может, для тебя.

- Его не хотели... Его не хотели...

- Это ладно (кашляет). То, что у него найдены такие «бабки»... Если б у меня была хоть половина тех «бабок», я б уже не служил, Миша. На х... оно мне нужно?

- Вот зачем ему на тот свет «бабки» были нужны?

- Нет, ну на тот свет... Давай не будем о человеке говорить плохого. Это другое.

- Комиссия, которая к тебе приезжала, с тобой беседовала?

- Беседовали...

- Какие вопросы тебе задавали?

- «Отлично»...

- Но какие вопросы-то?

- Какая разница. Я же тебе сказал - оценка «отлично». И, б..., комиссия приезжала, с Гамовым не связанная. Они бригаду проверяли. Может быть, какие-то вопросы смотрели по Гамову... Но что Гамова касается? Ты просто не служил, не знаешь. Что он делал и что мог сделать? Если это действительно правда, что у него нашли большие «бабки»...

- Нашли.

- Тогда - я просто х... Мы, с..., служили, б..., за чистоту и все остальное. И правопорядок. Я об одном думаю: если такой базар идет, значит, за моей спиной кто-то крутит дела?

- Б..., но как он мог столько «бабок» отхватить на Курилах?

- Нет, Миша, это я тебе однозначно говорю - на Курилах он не заработал. Давай перечислим - кто при «бабках» у нас на Курилах...

-

- Вот и все. А давай перечислять, сколько здесь, на Сахалине... Я тебе могу даже сказать точно, потому что я знаю четко, б...! Если мы рады тому, что нам бильярд привезли, то тут такие «бабки» крутятся...

- Я детский автобус, пожарную машину, «Скорую помощь» на остров сделал...

- Где они?

- Скоро придут. Если не придут, мы больше и здороваться не будем.

- А то ты рисанулся... И я тебе говорил: джип не надо...

- Ты не понимаешь. Трехдверный, кожаная крыша, у меня такой на Курилах был... Чисто по тебе, будешь ездить на охоту.

- Молчи... Последний раз тебя предупреждаю... Как думаешь, кто мог Гамова замочить?

- Ну как, Конек его заказывал. Конек... (возможно, арестованный начальник госморинспекции Виктор Коньков. - Авт.). Его не хотели убивать. Вот видишь (показывает фото) хороший джип... Ну а у тебя с Гамовым какие-то вопросы были?

- Миша, это не твое дело.

- Ну у комиссии какие-то вопросы были?

- Ну были. Но я спокоен. Меня единственное, что возмутило в Гамове, я верил ему и делал, как он говорил в отдельных моментах. Но мне оно - ты знаешь, мне тяжело. Мне моей зарплаты хватает. Вот и весь х... до копейки. Ладно, какие у тебя проблемы?

- Да никаких проблем...

- Ты говорил, что собираешься прийти на пароходе...

- Дела очень серьезные. Мне нужен кое-какой проход. Я буду идти издалека, п..ц какой груженый. И больше мне ничего не надо.

- Мне нужно два момента. Чтобы ты словами не бросался...

- Все, джип тебе отправят! Мне нужен только проход.

- Мне трудно сказать. Я за это не даю никаких гарантий...

- Мне нужна информация. Я домой тебе спутниковый телефон ставлю, я тебе звоню - все, у меня на борту никого нету. Проходи спокойно, а оттуда сам полагайся. Все. Больше мне ничего не надо.

- Хорошо.

- А так я тебе говорю: Вован так сильно зацепился, так они ждут, чтобы жена выздоровела. Но она до х... что знала. Все его связи. Гамов же в последнее время из кабаков не вылазил. У них только дома 8 норковых шуб было...

- А мне это на х... Б...!

- Я просто удивлен был, у него такса была - пятерка баксов в месяц. С Курил он не мог столько набрать.

- Это чисто технически не могло быть. Тут расценки не пять баксов. Тут расценки 50 баксов, 100 баксов... «Тонн» (тысяч. - Авт.), я имею в виду, в месяц.

- Подожди, я сейчас отолью.... Ой, как хорошо... Ладно, давай 20-го числа ты приезжаешь, мы идем на охоту, на медведя. Все, давай!

Обрыв записи.

Комментарий «В». Собственно, комментарии здесь вряд ли необходимы. Тем более что по большому счету их дает сама жизнь – это и арест за взятки начальника госморинспекции Федеральной погранслужбы по Южным Курилам г-на Конькова; это и разваливающееся в «умелых» руках следствия «дело генерала Гамова»; это и фактическое отсутствие какой бы то ни было официальной реакции на беспредел, творящийся в дальневосточных морях…...

Журналисты – не следователи и не представители силовых структур. Наше дело – бытописание, реальное отражение того, что происходит.

Посмотрим, что будет происходить дальше…...