Транзитный дурман
С 4 по 7 февраля в Токио проходила 8-я Азиатско-Тихоокеанская конференция по борьбе с наркотиками. Россию на ней представляли двое сотрудников Дальневосточной оперативной таможни. О чем шла речь на конференции, нам рассказал ее участник, заместитель начальника ДВОТ Владимир Самбуров:
С 4 по 7 февраля в Токио проходила 8-я Азиатско-Тихоокеанская конференция по борьбе с наркотиками. Россию на ней представляли двое сотрудников Дальневосточной оперативной таможни. О чем шла речь на конференции, нам рассказал ее участник, заместитель начальника ДВОТ Владимир Самбуров:
- В работе конференции участвовали представители 21 страны АТР, международных организаций (Интерпол и кабинет по наркотикам и преступлениям ООН), а также семь наблюдателей из европейских стран. Россия также была приглашена в качестве наблюдателя, однако мы сделали официальное сообщение о ситуации, связанной с распространением наркотиков на Дальнем Востоке РФ.
- Учитывая уровень конференции, можно предположить, что ваших коллег интересовало не то, сколько людей на Дальнем Востоке курят «химку», а роль, которую наш регион играет в глобальном наркотрафике?
- Действительно, так. И Дальний Восток играет здесь роль перевалочного пункта – тяжелые наркотики, главным образом героин, из Средней Азии и Афганистана попадают в Японию и Республику Корея через приморские порты.
Наркоторговцы, освоившие рынки Западной Европы и Америки, заинтересовались этим регионом. Уровень жизни в некоторых странах здесь высокий, что позволяет продавать наркотики по приличной цене и получать большие прибыли. Кстати, сотрудники правоохранительных органов Японии говорили, что в их стране уже обосновалась довольно многочисленная ирано-азербайджанская диаспора, представители которой как раз и занимаются продажей наркотиков. И многие из них попадают в Японию нелегально как раз через российский Дальний Восток. Японские полицейские говорили, что иранцы и азербайджанцы часто входят в организованные преступные группировки и помимо наркоторговли занимаются угоном дорогих машин, кражами.
- Владимир Борисович, в совместном заявлении, принятом участниками конференции по итогам ее работы, говорится о необходимости всем заинтересованным в борьбе с наркотиками странам действовать сообща. Как реально происходит это взаимодействие?
- Примеры такого сотрудничества уже есть – с 1999 года ДВОТ плотно работает с японской полицией. Дело в том, что ГТК предоставил нам право осуществлять международную деятельность, так что теперь для решения каких-то вопросов и установления контактов нам не нужно действовать через вышестоящее начальство и МИД. Более того – мы работаем в режиме «online» и напрямую обмениваемся оперативной информацией с офицерами японской полиции.
За несколько лет совместно с японской полицией мы провели 10 успешных операций, в результате которых было не только конфисковано более 50 килограммов героина, но и уничтожено несколько каналов поставки наркотиков. Героин по большей части имел афганскую маркировку. В этих операциях мы применяли метод контролируемой поставки. Он заключается в том, что и таможня, и правоохранительные органы знают о попытке перевезти партию наркотиков и до последнего момента контролируют процесс. В итоге можно задержать не только курьера, но и покупателя, и продавца, и еще целый ряд мелких посредников, обеспечивающих связи, прикрытие, транспорт.
Кстати, в последнее время мы не провели ни одной такой крупной операции, но не связываем это с тем, что стали хуже работать. Просто несколько каналов поставки героина в Японию были уничтожены, и теперь наркоторговцы ищут новые, а для этого требуется много времени. Не исключено, что сейчас мы наблюдаем «затишье перед бурей».
- Какие еще решения были приняты по итогам конференции?
- Главный вывод, к которому пришли все участники конференции, - это необходимость своевременного обмена информацией между правоохранительными структурами заинтересованных стран. А для этого нужно доверие, важны личные контакты. Кроме того, для облегчения работы нужно создать единое правовое поле, привести в некое соответствие законодательство разных стран по вопросам борьбы с наркотиками. К примеру, работу между российскими и японскими службами несколько осложняет отсутствие мирного договора между нашими странами.
- Скажите, вам удалось установить новые контакты с коллегами из стран АТР?
- Несомненно. Особенно полезными были встречи с китайскими таможенниками. К сожалению, из этой страны в Россию нелегально ввозится много наркотических средств амфетаминного ряда – эфедрин и его производные. В этом направлении мы намерены работать вместе. Это позволит не просто задерживать на границе туристов, прячущих в вещах таблетки, но и отслеживать каналы поставок.
- Владимир Борисович, понимаю, что это секретная информация, но все же – как на границе ищут наркотики?
- Мелкие партии (как правило, их везут через аэропорты и сухопутные пограничные переходы) обнаруживаются при личном досмотре. А крупные, которые пытаются провозить по морю, обнаружить сложно. И здесь важна, во-первых, наша оперативная работа. Она и в самом деле засекречена. А во-вторых, это грамотная работа кинологов. Сейчас в штате ДВТУ работают три собаки, обученные отыскивать самый разный дурман. К сожалению, это очень мало для огромного Дальневосточного региона.
Автор: Юлия ИГНАТЕНКО, «Владивосток»