3 = 5, или Исчезни, мамина тень!
Пирожки с яблоками, лепленные почти вслепую. Две пары сильных очков – для написания писем. Астма, больное сердце. Давление 200 на 160. Диван с грудой подушек и телефон под боком. В двух других комнатах – дочь и внучки - погорельцы, сын неженатый… Огромная папка чужих документов. Шок. У меня. Думала, увижу даму с богатырским здоровьем и отсутствием собственных проблем. Ошиблась. Тем не менее 67-летняя Надежда Шмейш нашла в себе силы для помощи трем молодым людям, оставшимся без родителей. По дороге в суд, милицию, центр занятости, военкомат пенсионерку обязательно сопровождает благодарный поводырь – Маша Макарова. Этому дуэту уже полтора года. Сколько времени он еще просуществует - не знают даже… судьи.
Пирожки с яблоками, лепленные почти вслепую. Две пары сильных очков – для написания писем. Астма, больное сердце. Давление 200 на 160. Диван с грудой подушек и телефон под боком. В двух других комнатах – дочь и внучки - погорельцы, сын неженатый… Огромная папка чужих документов. Шок. У меня. Думала, увижу даму с богатырским здоровьем и отсутствием собственных проблем. Ошиблась. Тем не менее 67-летняя Надежда Шмейш нашла в себе силы для помощи трем молодым людям, оставшимся без родителей. По дороге в суд, милицию, центр занятости, военкомат пенсионерку обязательно сопровождает благодарный поводырь – Маша Макарова. Этому дуэту уже полтора года. Сколько времени он еще просуществует - не знают даже… судьи.
ПИСЬМА, СПРАВКИ, ЗАЯВЛЕНИЯ
Из письма Надежды Григорьевны в редакцию «В»:
«В июне 2001 года от инсульта умер наш сосед – Иван Петрович Макаров. 15 лет он один воспитывал детей 1980, 1982, 1984 годов рождения. Все это время коммунальные услуги семье рассчитывались на шестерых человек, хотя фактически в квартире проживало четверо. Мать – Анна Валентиновна - бросила ребят, когда тем было 4, 6, 8 лет, сводную сестру Светлану увез на Украину ее родной отец еще до того, как исчезла непутевая мамаша. Но выписать их из квартиры мы не можем – неизвестно, где они находятся. Вот уже полтора года я с ребятами обиваю пороги множества инстанций. Кое-что удалось решить. Но до сих пор в извещениях об оплате печатают имена и фамилии не проживающих».
Справка из загса о расторжении брака между супругами Макаровыми, документ, подтверждающий, что Иван Петрович обращался в милицию с просьбой разыскать бывшую супругу и ее дочь, заявление в районный суд города с просьбой признать их безвестно отсутствующими. Собраны десятки нужных бумаг. Но пока безрезультатно.
15 ЛЕТ - И НЕТ МУЖИКА
- Не пьют, не хулиганят, с соседями не пререкаются. Учатся, работают. Ребята неплохие, - говорит Надежда Шмейш. - Их поддержать нужно. С такой кипой документов неспециалисту не справиться. Это я, бывший кадровый работник, знаю законы и правила оформления заявлений. Выиграем мы у бездушных судей да черствых милиционеров (это я не про всех говорю) – все им полегче будет. Ведь вы откройте холодильник – пусто. Крохи оставляют на питание, а остальное уходит на погашение коммунальных долгов. Господи, да если б вы знали, сколько эти дети горя хлебнули за свой короткий век!
- Я, грешница, Аньку Макарычиху по ночам из окна кипятком да холодной водой поливала, чтоб перестала стекла бить. Мишенька еще грудничком был, а она, бесстыдница, вместо того чтоб дитем заниматься, в кустах отсыпалась. Как мы с педиатром возмущались, когда в Мишиной амбулаторной карте прочитали: «Пеленки выглажены с двух сторон, ребенок накормлен...…» Наглая ложь. Дети голодные сидели. Мамаша гуляла так, что вспоминать совестно. Иван-то Петрович, царство ему небесное, дальнобойщиком работал, он в рейс – она из дому, два-три дня не появляется. Ничего, что Свете 8, Саше 4, Маше 2, а Миньке - так всего пару месяцев. А бывало, и к малышам собутыльников приводила. Намучившись с женой, Иван вызвал отца Светланы, и решением районного суда от 28.04.86 девочка была передана на воспитание папе и увезена к нему на родину - на Украину. Паспорт во Владивостоке она не получала и в квартире прописана не была (не знаю, почему на нее так упорно начисляют плату за коммунальные услуги). Вскоре супруги развелись. Анну Валентинов
ну за аморальное поведение лишили родительских прав и на детей от второго брака (архив в суде не сохранился). Вскоре отправили на лечение от алкоголизма за пределы Приморского края. С тех пор в городе она не появлялась.
Молодой интересный мужчина остался один с тремя детьми. Он не спился, не повесился, не переложил свои проблемы на кого-то другого. Он даже не женился...…
- Поздним вечером на бельевой веревке висят футболки, колготки, платьица, костюмчики, - вспоминают соседи, - все знают: скоро заедет во двор «КамАЗ», из кабины выйдет сильный человек в пыльной ветровке и снимет детские вещи. Иван Макаров, приезжая на обед, успевал и белье постирать, и суп сварить. Но уставал сильно, выматывался. Вот и умер в 47 лет. В дороге стало плохо, съехал на обочину, вышел из кабины и потерял сознание. Потом «скорая», недолгие муки... и все, нет мужика.
- Это я перед самой папиной смертью фотографировала. Домашний такой снимок получился, - улыбается Маша (а глаза-смородины грустные-грустные). - У нас не очень много папиных фото. Некогда ему было позировать. И семейных карточек мало. Так чтобы все вместе были. Но жили мы дружно. Отец изо всех сил старался, чтобы мы ничем от других детей не отличались, и очень душевный он был человек. А мне, знаете, тетя Надя (Надежда Шмейш) недавно ее фото на паспорт показала (она - это мать). Страшная такая: лицо опухшее, глаза наглые. Если бы не она, папа, может быть, живой был. Хочу я ее простить и забыть. Но не могу: платежки не дают. Отец в 2000 году по нескольку месяцев зарплату не получал, долги накопились за квартиру, теплоэнергию. Мы постепенно погашаем, но их еще так много!
ОПЕРАЦИОННАЯ, ПАРТА, КАСТРЮЛЯ
Марии 20. Работает девушка санитаркой в операционной ожогового отделения КБ ГУ «ДВОМЦ» (бывшей бассейновой больницы).
- На работу меня устроила Ирина Викторовна, соседка с пятого этажа. Вот уже больше года на этом месте. К 8 часам еду в отделение, к четырем – на учебу, вечером дома хозяйничаю. Мальчишки тоже помогают – каждый в своей комнате чистоту поддерживает, остальное – на мне. Через полтора года буду медсестрой. Поскорей бы! Некоторое время вкалывала на частной кондитерской фабрике, там выполняла самую грязную работу и получала копейки (500 рублей в месяц). А теперь мне как санитарке 2500 платят. Раньше мечтала стать технологом пищевой промышленности. Сейчас понимаю: если бы поступила на эту специальность, сделала бы большую ошибку. Медицина – это точно мое.
- Маша заболела и попросила поделать ей внутривенные, - рассказывает старшая сестра ожогового отделения Ирина Гунько. Колю ее и спрашиваю:
- А хочешь сама научиться?
- Вы что, - отвечает, - я крови ужасно боюсь.
- Все боятся – привыкают.
Долго думала – наконец решилась. Больница заключила с Машей договор: заведение оплачивает обучение в медучилище, а она несколько лет после окончания работает в отделении уже по приобретенной специальности. По-моему, неплохо для девчонок из малообеспеченных семей. Коллектив Марию сразу принял. Девушка ответственная, исполнительная. Как пчелка трудится. А я сейчас уже спрашиваю: «Может, Машенька, в медицинский после училища?» Думает. А что? Врач из Марии отличный бы получился! Состраданию и отзывчивости ее учить не нужно.
УТРОМ СВАРЩИК, НОЧЬЮ ГРУЗЧИК
Со старшим братом Александром нам встретиться не удалось - он работает даже по воскресеньям. Поэтому 18-летнему Михаилу пришлось «отдуваться» за двоих. Задание не из легких - парень неразговорчивый.
- Окончил 11 классов, поступил в училище на газоэлектросварщика. Отучился в ПТУ, но на медицинской комиссии вдруг выяснилось, что здоровье не позволяет работать по специальности. Пришлось переквалифицироваться, теперь уже без пяти минут телемастер. На курсы устроил центр занятости населения. Обещали место подыскать. Мечта? Есть: найти приличную работу, купить отдельную квартиру, создать крепкую семью. Брат? Ему 22, малолеткой отсидел: взяли за кражу. Выпустили по амнистии. Работает на автомойке, учится в вечерней школе, в 10-м классе, хочет поступать в ПТУ. По ночам вдвоем разгружаем машины: таскаем ящики, мешки.
ВСЕ БЫ ХОРОШО, НО…
- В общем-то все неплохо у Макаровых складывается, правда? – говорит Надежда Шмейш. – А все потому, что мир не без добрых людей. Соседи у нас отзывчивые: кто-то капусты квашеной им принесет, кто-то мебель ненужную отдаст. Не забывают о сиротах. И знаете, мэр города Юрий Копылов нам очень помог. Несколько месяцев назад написала ему письмо от имени ребят. Все рассказала: «Дети полуголодные, Мишу военкомат постоянно трясет, а парень серьезно болен, денег на анализы нет. В больницу пешком ходит - экономит. Трудоустроиться не может». Через несколько недель затрещал телефон, а потом еще звонок, и еще. Все службы заработали. Приехали две дамы из администрации Владивостока, привезли набор продуктов, свитер и кроссовки для Миши. Потом его в больницу положили на обследование. Вышли на меня и сотрудники центра занятости населения, предложили Михаилу выбрать специальность. Были варианты: бармен, станочник…... Но он сразу сказал: «На телемастера», любит парень из выброшенного кем-то металлолома технику собирать. Хорошие эти Макаровы. Им бы еще вопрос с выселением решить…... И началась бы у них новая, счастливая жизнь – без ежемесячных напоминаний о злой родственнице. А то странно как-то у нас получается: не мать-кукушка замаливает грехи перед брошенными еще не оперившимися птенцами, а дети за нее да за ее ребенка повинность несут. В виде выплат за коммунальные услуги.
(Фамилии и имена главных героев и их родителей изменены.)
КОММЕНТАРИИ ЮРИСТА
Вадим МАТВЕЕВ, юрист:
- В соответствии со статьями 42, 45 части 1 Гражданского кодекса РФ гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания. Если о человеке нет сведений в течение пяти лет, судья может объявить его умершим.
Макаровы же ничего не знают о родственницах более 15 лет. Поэтому требование молодых людей признать мать и сводную сестру безвестно отсутствующими правомерно. Ребята все сделали правильно: обратились в милицию с заявлением о проведении оперативно-розыскных мероприятий, нашли соседей, которые могут подтвердить, что Анна Валентиновна и Светлана много лет не давали о себе знать, и обратились в краевой суд. Сейчас остается ждать решения судьи. Думаю, в скором времени проблема Макаровых будет решена. После этого кому-нибудь из ребят следует оформить квартиру на себя, потому что пока по всем документам квартиросъемщиком проходит их умерший отец.
Автор: Анастасия КРЕСТЬЕВА, «Владивосток»