447 километров водки
Как уже сообщал «В», в этом году краевые СМИ будут отмечать своеобразный юбилей: 120 лет назад здесь, на самой дальней окраине России, вышел первый номер газеты «Владивосток». И потому, на наш взгляд, вполне оправдан интерес к пожелтевшим подшивкам столетней давности. Тем более что, как выясняется при пристальном прочтении этих самых подшивок, ничто не меняется в этом лучшем из миров. И темы, которые поднимались местными газетами ровно сто лет назад, зимой 1903 года – китайская экспансия, земельная реформа и право собственности на землю, скандалы в городской думе и, наконец, беспробудное наше российское пьянство, – остаются на удивление актуальными и сегодня. Если не знать, каким числом пронумерованы эти старые, ломкие газетные листы, то можно подумать, что опубликованные тексты написаны по мотивам текущих событий. Впрочем, читатель все поймет сам.
Наступили деловые будни нового 1903 года. Чиновники прочно засели за столы в канцеляриях, для школьников и гимназистов началась самая трудная и нудная третья четверть, а городская газета продолжала рассказывать о жизни на далекой окраине.
В одном из зимних номеров она сообщила читателям об итогах работы комиссии, исследовавшей деятельность китайских торговцев в Приморье. Члены комиссии пришли к единому мнению о необходимости протекционистских мер в защиту российской торговли, «иначе с достоверностью можно предсказать, что в ближайшем будущем китайцы завладеют всею местною торговлею и окончательно погубят мелкого русского торговца, а тогда уже будет если не поздно, то в наилучшем случае значительно труднее бороться с этим злом».
Для начала комиссия рекомендовала обложить китайцев пяти- или десятипроцентным налогом с оборота торговли и воспретить китайскую торговлю вне Владивостока. Для того чтобы российские купцы не воспользовались снижением конкуренции и не повысили цены, комиссия рекомендовала обязать местное купечество продавать такие товары, как масло, мыло, табак, мануфактуру и прочие товары широкого спроса с надбавкой не более пяти процентов против цен в европейской России.
В том же номере газета публикует разъяснение правительства Российской империи по отдельным пунктам правил проводимой в России земельной реформы 1901 года:
«…Пункт 3. Под частновладельческие хозяйства назначаются земли из казенных оброчных статей, запасных участков и других казенных земель за исключением тех, которые требуют сохранения их в непосредственном распоряжении казны в лесохозяйственных, горнопромышленных и иных государственных и общественных целях, в виду близости их к государственной границе либо нахождения их при устье или в верховьях значительных рек.
…Пункт 7. Отводимые на основании настоящих правил земли не могут быть приобретаемы как при самом отводе оных, так и при дальнейших их переходах к другим владельцам, инородцам и лицам, не принадлежащим к российскому подданству. Отдача сих земель в залог или передача их в пожизненное пользование означенным лицам воспрещается».
Южно-Уссурийский округ Приморской области относился к разряду пограничных, и все, связанное с жизнью вооруженных сил России и гарнизонов в Приморье, интересовало газету:
«По слухам, генерал-губернатор Суботич и начальник штаба Приамурского военного округа генерал Холщевников намереваются в ближайшее время выехать в Манчжурию для ознакомления с положением расположенных там войск и инспектирования их. Поездка вызвана тем, что в первой половине года ожидается приезд на Дальний Восток военного министра генерал-лейтенанта Куропаткина».
Много места отводила газета городским делам:
«Укладка гранитными кубиками Алеутской улицы подрядчиком Скидельским подвигается вперед и, вероятно, скоро будет закончена, так как материал заготовлен полностью и большая часть работы выполнена. Профиль и планировку улицы нельзя назвать хорошими, так как тротуары оказались сильно приподнятыми, а для доступа в сточные канавы, где будет по-прежнему скапливаться всякая гадость, ибо они совершенно не чистятся, придется каждый раз тротуары ломать».
«Постоянная ревизионная комиссия, выбранная думой, вручила городской управе свой акт о ревизии ее денежных документов и капиталов, который будет обсужден на ближайшем заседании думы. Акт перечисляет только факты неправильного расхода городских средств, но даже их набралось на несколько страниц».
Еще одно официальное сообщение:
«Комитет Сибирской железной дороги постановил отпустить в распоряжение министра внутренних дел на организацию врачебно-продовольственной помощи переселенцам из Сибири в Приамурский край 558 700 рублей. Министру путей сообщения постановлено озаботиться включением в эксплуатационную смету железнодорожных участков сибирского транспортного пути соответствующих средств на улучшение станционных приспособлений для потребностей переселенческого движения».
…Когда-то действительный статский советник, директор Пробирной палатки Козьма Петрович Прутков глубокомысленно заметил, что «бросание камешков в воду занятие бесполезное, если не наблюдать кругов ими образуемых».
Внимательный чиновник областного правления, просматривая на досуге статистический сборник, не поленился произвести интересные расчеты, которые сообщил в газету:
«В 1902 году было продано 87 790 486 ведер подакцизной водки. Этой водкой, выпитой россиянами за 1 год, можно до краев наполнить канал шириною 15 аршин, глубиной 6 четвертей и длиною 419 верст (шириной - 11 метров, глубиной - 1 метр, длиной - 447 километров). По такому каналу пройдет даже волжская барка. Для ее хранения потребовалась бы бутылка диаметром в донышке 135 аршин, окружностью 405 аршин и высотой 597 аршин (без горлышка)».
Действительно! Только великий народ способен на великие дела. Чужой славы нам не надо. Но что наше - то наше!
Автор: Юрий ФИЛАТОВ, специально для «В»