Интерес налицо
В последнее время на телевидении все чаще рекламируется так называемая кислородная косметика - кремы «faberlic», омолаживающий комплекс «Anew чистый кислород» (Anew Pure O2), «Ozone». Все они обещают замедлить процесс старения кожи, помогая ей легко дышать. Стоит ли верить этим обещаниям?
В последнее время на телевидении все чаще рекламируется так называемая кислородная косметика - кремы «faberlic», омолаживающий комплекс «Anew чистый кислород» (Anew Pure O2), «Ozone». Все они обещают замедлить процесс старения кожи, помогая ей легко дышать. Стоит ли верить этим обещаниям?
Современная косметология очень похожа на марксизм - в ней тоже есть место единству и борьбе противоположностей. Классический пример такого «симбиоза» - огромная популярность загара в соляриях и широчайшее применение косметических средств с ультрафиолетовыми фильтрами, от загара защищающих. Сосуществовать противоположным тенденциям в трезвой голове трудно, но в бизнесе всякое бывает. Никто уже не сомневается, что солярии ускоряют процесс старения кожи и увеличивают риск некоторых серьезных заболеваний, что «искусственных солнц» нужно совсем немного, их используют для физиотерапевтических процедур лишь при некоторых заболеваниях кожи, например при псориазе. Но число соляриев только увеличивается.
Менее очевидный для рядового потребителя пример: повсеместное введение в кремы антиоксидантов и растущая популярность кислородной косметики.
Но давайте присмотримся к такой косметике пристальнее. Средства с антиоксидантами используются столь широко, что трудно найти какую-нибудь косметическую серию без них. Зачем они нужны?
- В последние десятилетия ученые рассматривают кислород не только как благо, - говорит Виктор Малинский, кандидат химических наук. - Этот живительный газ действительно необходим для нашего существования, но, с другой стороны, обнаружились и побочные эффекты его воздействия. Не без его помощи образуется немало так называемых свободных радикалов. Их можно сравнить с «недоделанными» молекулами, которые изо всех сил стараются придать себе законченный вид и для этого вступают в самые различные биохимические реакции, вызывая окисление ряда веществ в клетке. Естественно, такое эгоистичное поведение - достроить себя за счет других - приводит к разрушению многих клеточных структур. В первую очередь - мембран. И, по мнению ученых, все это ускоряет процесс старения.
Существует даже так называемая свободно-радикальная теория старения, разработанная известным биохимиком Д. Харманом в 1954 году. Она весьма популярна. По сути, сегодня это главная и общепринятая теория. Конечно, с середины прошлого века она под влиянием новых взглядов на процесс старения сильно изменилась.
Подчеркивая негативную роль кислорода, биохимики даже называют процесс старения медленным окислением. Логика их рассуждений примерно такова: быстрое окисление - это процесс горения, а при излишнем окислении, вызванном свободными радикалами, в организме постоянно «горят» миллиарды маленьких «костров», которые и ускоряют старение тканей. Антиоксиданты помогают потушить этот «пожар», нейтрализуя и обезвреживая свободные радикалы.
- Чтобы представить себе этот процесс, вспомните, что происходит с перекисью водорода, когда вы льете ее на рану, - поясняет врач Анатолий Игнатьев. - Она сразу распадается на воду и атомарный кислород, который сам является свободным радикалом. Будучи очень активным, он убивает микроорганизмы и окисляет раневые ткани. Обеззараживание, конечно, помогает излечению, но представьте, что вы делаете это ежедневно - именно так применяют косметические средства. Не исключено, что такое хроническое воздействие кислорода будет только ускорять процесс старения кожи.
Почему кислородная косметика, да и другие виды косметики «anti-age», отодвигающие старение, прошли все испытания и вполне легально выпускаются и продаются? Для того чтобы определить, постарела кожа или нет, нужны годы и даже десятилетия. Естественно, косметические корпорации не могут ждать так долго. А существующие оценки эффективности на культурах клеток и других моделях трудно назвать оптимальными. Процессы, происходящие здесь, лишь отчасти соответствуют тем, которые происходят в коже человека, пользующегося такой косметикой. К тому же в отличие от фармацевтики в бизнесе, связанном с производством косметики, не принято проводить серьезные клинические исследования, в ходе которых и могут выявиться самые неожиданные проблемы.
Так что, по сути, ваша кожа является полем боя косметических фирм. И через десяток-другой лет на ней могут «расцвести» самые неожиданные «цветочки». Кстати, так уже неоднократно бывало. Поначалу косметику с фруктовыми кислотами считали революционной и омолаживающей. Скептики же утверждали, что, давая кратковременное улучшение, она может даже ускорить процесс старения. Правы оказались они - сейчас применение средств с фруктовыми кислотами и их концентрации в косметике ограничиваются специальными документами, принятыми экспертами Евросоюза.
- Я не очень понимаю, зачем косметику обогащают кислородом, - говорит Ольга Юрьевна Тимофеева-Дубовская, руководитель Центра независимой экспертизы косметических средств Института пластической хирургии и косметологии Минздрава РФ. - Мы с этим газом сталкиваемся везде, его достаточно в воздухе. Если кислород содержится в косметике в связанном состоянии, то он не работает, а значит, от него нет ни вреда, ни пользы. Все это очень похоже на маркетинговые и рекламные трюки. Нашему сознанию гораздо ближе представления о целебных свойствах кислорода, чем о его негативном действии и о свободно-радикальной теории старения. И, естественно, слоганы типа “Ваша кожа дышит” или “Дышите глубже” понятны большинству и привлекательны.
Автор: Александр МЕЛЬНИКОВ, кандидат медицинских наук