Звереныши
Сейчас можно сколько угодно ломать голову – почему, отчего в этих пацанах столько жестокости? Виновата семья? Общество? Или прав психиатр и криминалист Ломброзо со своей теорией преступных типов?
Сейчас можно сколько угодно ломать голову – почему, отчего в этих пацанах столько жестокости? Виновата семья? Общество? Или прав психиатр и криминалист Ломброзо со своей теорией преступных типов?
ДВА УДАРА В СПИНУ
Пацанов было четверо, малолетки по сути, 13-15 лет. 4 сентября 2002 года гуляли допоздна, впрочем, как всегда. Слонялись по дворам, в 11 вечера один, шестиклассник Антон, предложил: пойдем какого-нибудь бича доканывать (суд потом кропотливо выяснял смысл звучавших и на следствии, и в зале заседаний словечек типа “доканывать, глумить” - это просто задираться, бить или убивать?). Все тут же согласились, Антон даже знал, в каком заброшенном гараже живет бич.
По дороге Егор нашарил в кармане складной нож, показал товарищам. Видимо, это должно было вызвать уважение.
Подошли к железному сараю, стали изо всех сил барабанить в дверь, Егор кричал: “Эй, открывай, милиция!” “Какая еще милиция?” – отозвался кто-то, но двери открыл. Мужик лет шестидесяти, испитой, но безобидный, в общем...… Потом на следствии кто-то вспоминал, что он раньше жил в одном из соседних домов с семьей.
Пререкались на матах недолго, в бомжа посыпались камни, сопляки норовили попасть в лицо, в голову. Мужик кое-как отмахивался палкой, орал возмущенно – с чего привязались? Тут Егор тоже взял дубинку, бил старика по спине, по голове, тот в отместку и его отоварил слегка, потом побежал, тяжело ступая, в сторону жилых домов, кричал: “Помогите! Убивают!” Егор разъярился, настиг его сзади, схватил за шею и ударил изо всех сил несколько раз ножом в спину…...
Метрах в десяти стояла иномарка, из нее выбежал мужчина, крикнул в темноту: “Эй, пацаны, что вы делаете?” Один из нападающих крикнул: “Палево!” – и все бросились врассыпную...…
Вскоре приехали “скорая” и милиция. Потерпевшего увезли в “тысячекоечную”, но спасти его не удалось, пять дней спустя он умер.
А в первореченской милиции завели уголовное дело.
Малолетних убийц нашли довольно быстро: опрашивали жильцов, сильно интересовались всеми непутевыми и стоящими на учете в инспекции подростками в этом районе. “Глухое” поначалу дело постепенно прояснилось, и 10 сентября мальчишек задержали. Главного “палача” – Егора – вычислить уже не составляло особой сложности.
“КАК ТЫ МОГ?”
В клетке за решеткой в зале суда – один Егор. Он бил ножом, он убил человека. Остальные “герои” – в качестве свидетелей. Путаются в показаниях, трусят, врут, заикаются от страха, как двоечники, опять не выучившие урок.
Егор ведет себя уверенно и как-то индифферентно: никаких эмоций. Свою версию событий произносит сухо, как по-писаному, лишних фраз себе не позволяет - осторожничает. Последнее слово зачитывает по бумажке, как первоклассник стишок – без выражения, хотя фразы закручены так, что суд должен прослезиться: “Ваша честь, посмотрите в глаза моей мамы, если вы лишите меня свободы, у нее без меня никого не останется…”...
Говорят, судья должен оставаться бесстрастным. Судья Сергей Дмитриевич Барабаш потом признается: “Это одно из самых тяжелых для меня дел последних лет...… Я многое видел в этой жизни и слушал сотни дел. В том числе об убийствах. Но чтобы вот так просто, от нечего делать, ради развлечения подростки шли убивать человека? Или бомж для них не такой человек, как все? Выманить слабого, травить, как зверя. Тот еще огрызался, пытался защититься, но что он мог сделать? Я сильный, здоровый человек, но и мне становится страшно: что происходит с людьми?”
В зале у Егора большая группа поддержки - родственники, одноклассники, даже девушка. Понятно, они болеют за него, жалеют, надеются на исход полегче – малолетка все же, а тот, убитый, – чужой, бомж...… И потому вряд ли задают себе этот вопрос – что произошло с пацаном? Почему Егор после девятого класса не работает и не учится? (Говорит, решил годик отдохнуть, от чего, интересно?…) Почему, однажды уже побывав под следствием (взяли за кражу, но попал под амнистию), не испугался? И почему авторитет нужно было заработать именно убийством?
Пыталась что-то прояснить мама малолетнего преступника: прошлой зимой, поссорившись с отцом, Егор ушел из дома. Жил где попало. С кем знался? Какой опыт черпал? С отцом поссорился, потому что тот был дюже суров, держал в ежовых рукавицах всю жизнь, колошматил ремнем за каждую провинность, лупил так, что пацан на физкультуре футболку стеснялся снять. Мать сама не раз милицию вызывала – урезонить пьяного, вошедшего в педагогический раж папашу...… С матерью отношения у парня хорошие, но она работает с утра до ночи. Ох уж эти брошенные дети…... А как сын подрос – взбунтовался. Ушел, сказав, что не вернется, пока смертельно больной отец не помрет. В конце мая тот помер, Егор вернулся, но жизнь уже катилась под откос…...
...И НАКАЗАНИЕ
За совершение преступления по ст. 105 ч.1 УК РФ – убийство – Егор получил 10 лет лишения свободы в колонии для несовершеннолетних.
Автор: Марина ИВЛЕВА, «Владивосток»